Всё больше омичей предпочитают регистрировать «бытовую недвижимость» по электронным заявлениям
Вт, 22 окт 2024 00:00 +0600Так, в первом квартале 2024 года омичи при оформлении недвижимого имущества, предназначенного для удовлетворения бытовых и иных потребностей граждан, в том числе связанных с их проживанием, подали 14 379 онлайн-заявлений, во втором – 16 550 (+15 % к 1 кв.), а в третьем – 17 894 (+ 8 % ко II кв.).
К «бытовой недвижимости» относятся следующие объекты недвижимого имущества:
- Многоквартирные жилые дома.
- Жилые дома.
- Жилые помещения (квартиры, комнаты).
- Садовые дома.
- Сопутствующие объекты:
- индивидуальные гаражи;
- хозяйственные постройки;
- объекты вспомогательного использования (сарай, баня, колодец, теплицы, бытовки, склады временного содержания) и т.п.
- Земельные участки для строительства всех вышеперечисленных объектов
На основании п. 8.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для объектов, относящихся к «бытовой недвижимости», предусмотрены сокращенные сроки осуществления учетно-регистрационных действий – в течение трех рабочих дней с даты приема органом регистрации прав соответствующего заявления, а также упрощенный порядок проведения государственной регистрации (ст. 70 того же закона).
«Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права в отношении объектов, относящихся к «бытовой недвижимости», является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра. Именно поэтому в июне 2022 года омским Управлением был принят локальный акт, значительно сокративший сроки осуществления учетно-регистрационных действий, в первую очередь, в отношении объектов «бытовой недвижимости», – сейчас их постановка на государственный кадастровый учет и регистрация по заявлениям, представленным в электронном виде, составляет всего один день», – поделилась заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области Анжелика Иванова.
Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в статью 36 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (дополнена частями 7.1 и 7.2), которые коснулись срока выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Теперь срок оказания таких услуг по договору подряда также не должен превышать трех рабочих дней.
«Очевидно: всё, что касается оформления объектов категории «бытовая недвижимость, – в приоритете у законодателя и органа регистрации прав, потому что касается интересов физических лиц. А поскольку для человека всегда важны сроки сделок и оформления документов, то приоритеты электронной регистрации дают прекрасную возможность разрешения ряда ситуаций с положительным результатом», – директор ООО «Многофункциональный центр электронных услуг Единая правовая служба», член Общественного совета при Управлении Росреестра по Омской области Илья Васильчук.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
К 1 октября 2024 года в электронный вид переведено 1 812 458 реестровых дел в отношении объектов недвижимости Омской области
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) продолжает наполняться точными данными благодаря переводу реестровых дел в электронный вид и загрузке их в информационную систему «Архив» с целью дальнейшего использования при предоставлении государственных услуг.
Данная работа ведется по государственной программе «Национальная система пространственных данных». Оператором оцифровки архивных материалов является филиал ППК «Роскадастр» по Омской области.
На 1 октября 2024 года специалистами Филиала уже оцифровано 1 812 458 (или 66 %) реестровых дел из 2 742 740 хранящихся. В 2024 году в электронный вид переведено 23 212 реестровых дел, что составляет 104 % от плана-графика текущего года.
«Электронные образы документов, формирующих пакет реестрового дела, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника архива, которая обеспечивает им такую же юридическую силу, что и бумажным документам. Перевод реестровых дел в цифровой формат позволит обеспечить стопроцентную сохранность имеющихся в нашем распоряжении материалов и мгновенную скорость доступа к ним сотрудников Росреестра и Роскадастра для оказания государственных услуг по осуществлению кадастрового учета, регистрации права на недвижимое имущество и предоставлению сведений из ЕГРН», – пояснил руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
В Омской области в рамках 518-ФЗ у 3 400 ранее учтенных объектов недвижимости выявлено 4 902 правообладателя
Данные о собственниках Управлением Росреестра по Омской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, по итогам на 01.10.2024:
- 8 513 фактически отсутствующих объектов недвижимости снято с государственного кадастрового учета на основании актов осмотра органами местного самоуправления;
- 320 объектов недвижимости поставлены на учет в качестве бесхозяйных.
Данная работа ведется в рамках вступившего в силу в 2021 году Федерального закона № 518-ФЗ, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости ведется органами местного самоуправления в тесном взаимодействии с Росреестром. При этом внесение в ЕГРН сведений о собственниках не является автоматической государственной регистрацией прав на недвижимое имущество – этот процесс требует отдельной процедуры.
«Работа по наполнению Единого государственного реестра недвижимости полными и точными сведениями ведется по поручению Президента России и является одной из приоритетных задач, которая реализуется в рамках государственной программы «Национальная система пространственных данных». Достоверные и полные сведения ЕГРН повысят степень защиты прав владельцев недвижимости, а также снизят риски для добросовестных участников гражданского оборота. В случае, если проведенные органами местного самоуправления мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости», – отметил руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Спрос на услуги омского Росреестра по кадучету и регистрации прав в третьем квартале вырос на 9 % в сравнении с первым
Так, с соответствующими заявлениями о государственной регистрации права и постановке на кадастровый учет объектов недвижимости в III квартале 2024 года в региональное Управление Росреестра обратились 71 642 омича. Это на 9 % обращений больше, чем в I квартале текущего года (65 453).
При этом в 56 % случаев жители региона подавали документы в орган регистрации в электронном виде, или 40 151 пакет, что на 14 % больше, чем в I квартале 2024 года (35 245).
Число ипотечных сделок в третьем квартале в сравнении с первым увеличилось на 10 %. Так, на регистрацию ипотеки поступило 4 538 заявок (4 141 – в I квартале 2024), из них 65 % (2 930) направлены в электронном виде.
За это время в 2,2 раза вырос спрос на сельскую ипотеку по льготной 3%-ой ставке: первый квартал – 179 ипотечных сделок, третий – 398.
Квартир в новостройках омичи также оформили на 9 % больше в третьем квартале: если в период январь-март на регистрацию договоров долевого участия в строительстве в омский Росреестр поступило 609 заявок, то в период июль-сентябрь – 665, и 88 % из них – в электронном виде (581).
«Рынок недвижимости, несмотря на все внешние факторы, живет по своим законам и правилам, не находясь ни одного длительного периода в абсолютной стагнации. Это подтверждает количество заявок, поступающих на обработку в наше Управление, – в день мы получаем стабильно около 1 000 и более пакетов документов», – отметил руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Росреестр разъясняет: как освоить земельный участок по новому законодательству?
Управление Росреестра по Омской области подводит итоги горячей линии, организованной для собственников садовых, огородных и расположенных в границах населенного пункта земельных участков, с целью разъяснения новых требований законодательства о их надлежащем освоении.
На вопросы омичей отвечал начальник отдела государственного земельного надзора Управления Дингис Евгений Александрович.
Сегодня на законодательном уровне существуют достаточно жесткие требования к собственникам, которые при неиспользовании земельных участков или использовании их с нарушениями могут лишиться своей земли путем изъятия.
Но если раньше отсутствие в действующем законодательстве четкого определения, сроков, критериев освоения земельного участка приводило к росту количества неиспользуемой, захламленной, заросшей земли и появлению долгостроев, то сейчас Росреестром разработан закон, который призван устранить данные пробелы, не позволяющие эффективно воздействовать на собственников заброшенных участков.
Из важного для подконтрольных субъектов.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2025 года у собственников земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков, будет 3 года с момента приобретения объекта недвижимости, в течение которого они смогут освоить земельный участок. По тем участкам, которые уже в собственности, срок будет исчисляться также с 1 марта 2025 года.
Освоением земельного участка будут считать проведение одного или нескольких мероприятий, в результате которых участок приводится в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением. Например, осушить земельный участок, убрать сорную растительность, создать правильный рельеф, протянуть временные сети.
Полный перечень мероприятий по освоению земельных участков и конкретные признаки их неиспользования будут закреплены в соответствующих актах Правительства РФ:
- «Об установлении перечня мероприятий по освоению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков», который включает в себя ряд подготовительных действий к целевому использованию земли: осушение, увлажнение, освобождение от сорной и иной растительности, отходов и других предметов;
- «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков», содержащий перечень признаков, позволяющих оценить, осуществляется ли использование земельных участков в соответствии с законом.
Стоит отметить, что в новом законе об освоении земель, а также в разработанных проектах подзаконных актов не предлагается расширение перечня оснований для изъятия, увеличение штрафов за неиспользование земельных участков, а также снижение уровня законодательной защиты права собственности.
Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земельных участков, планируется осуществлять Росреестром в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления в рамках муниципального земельного контроля.
Правообладатели участков, на которых будут выявлены признаки неиспользования, смогут устранить нарушения в установленном порядке.
«Проблема заброшенных участков актуальна в масштабах всей нашей страны, что и заставило федеральные органы исполнительной власти инициировать усовершенствование закона в части несения ответственности за ненадлежащее обращение с находящейся в собственности землей. Очевидно, что новый закон будет способствовать вовлечению неиспользуемых участков в хозяйственный оборот, а также сохранению прав на землю. Это особенно актуально для многих СНТ, где есть неиспользуемые владения, которые зарастают травой, тем самым создавая пожароопасную ситуацию», – отметил председатель регионального отделения Союза садоводов России, член Общественного совета при Управлении Росреестра по Омской области Виктор Бобырь.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Омский Росреестр разъясняет: Что такое ранее возникшее право и как его зарегистрировать?
Ранее возникшим считается право на объект недвижимости, которое возникло до 31 января 1998 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) проводится по желанию их обладателей.
При этом зарегистрированное в ЕГРН право имеет следующие преимущества:
- является гарантией Ваших прав – позволяет избежать возможных судебных споров в случае притязаний третьих лиц на Вашу недвижимость;
- упрощает распоряжение объектом недвижимости, а также получение недвижимости в порядке наследования;
- является условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объекта недвижимости в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий.
- даёт возможность участвовать в Федеральной программе догазификации жилого дома (квартиры).
Государственная регистрация ранее возникшего права обязательна при совершении сделки с объектом недвижимости (например, купля-продажа, дарение или сдача в аренду).
Какие документы необходимы для регистрации ранее возникшего права?
К заявлению о государственной регистрации ранее возникшего права прилагаются:
1) нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель);
2) правоустанавливающие документы (договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства), подтверждающие права на недвижимое имущество, и т.д.).
Как подать документы на государственную регистрацию ранее возникшего права?
Заявление о государственной регистрации ранее возникшего права и правоустанавливающее документы могут быть представлены заявителем:
- в многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (МФЦ), в том числе при выездном приеме;
- в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта Росреестра в сети Интернет (https://rosreestr.gov.ru). Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности правоустанавливающему документу на бумажном носителе осуществляется нотариусом.
Государственная пошлина за государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимости не уплачивается (т.е. бесплатно)!
Чем подтверждается государственная регистрация ранее возникшего права?
Государственная регистрация права удостоверяется выпиской из ЕГРН.
В чем отличие зарегистрированного в ЕГРН права от внесенных в ЕГРН сведений о правообладателе?
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Внесение в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенного объекта недвижимости в результате проведения органами местного самоуправления мероприятий не является государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.
Только при наличии зарегистрированного в ЕГРН права собственности:
- возможно распоряжение объектом недвижимости;
- информация об объекте недвижимости отображается в личном кабинете на Едином портале государственных услуг, а также в личном кабинете на официальном сайте Росреестра.
Обращаем внимание: в случае, если проведенные органами местного самоуправления мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
В целях исключения возможных судебных споров, связанных с постановкой Вашего объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, а также снятия с государственного кадастрового учета земельных участков:
– рекомендуем собственникам объектов недвижимости, ранее возникшие права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, представить заявление о государственной регистрации ранее возникшего права.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области