Сельская трибуна



Солдатский трофей

Пт, 28 авг 2020 00:00 +0600
Как скатерть, вышитая гладью, стала реликвией семьи

Существуют вещи, которые в номинальном выражении не стоят почти ничего, но на самом деле бесценны. Они дороги нам как память. О близких людях, каких-то значимых датах, великих событиях. А уж если это событие – война, то здесь, пожалуй, больше подойдет слово «реликвия».
Хотя это может быть лишь нехитрый атрибут солдатского быта: портсигар, бритвенный набор, походная кружка, портмоне образца тридцатых-сороковых…
В экспозициях районного историко-краеведческого и школьных музеев таких вещей достаточно. Некоторые из них  передала редакция «СТ» в ходе акции «Военный трофей – в школьный музей». А мы их получили из поисковых отрядов, с которыми сотрудничаем много лет. Но такие трофеи сохранились и в семьях некоторых крутинцев. 
Рассказывает житель села Рыжково Александр Петрович Юрьев: «Мой отец был призван в Красную Армию в 1938 году.  После трех лет срочной службы, без перерыва, еще четыре года – на фронте. Рядовой Петр Юрьев служил водителем  автобатальона на Центральном, Западном, Прибалтийских фронтах. Участвовал в освобождении Польши, брал Кенигсберг и Берлин. Награжден многочисленными медалями, среди которых «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За  взятие Берлина». В мае 45-го их батальон вновь отправили в Кенигсберг, где пришлось служить еще год – отец готовил машины для переброски домой. Вернулся в родное село только в августе 46-го. Привез с собой трофейную швейную машинку «Зингер», которую подобрал в разрушенном доме. Деревянную основу к ней сделал сам. Жена его, Елена Ивановна, на этой машинке обшивала всю семью, а нас, детей, было шесть человек. Старшие сестры, Алла, Зина и Лида, когда подросли, переняли мастерство у мамы. Так реликвия войны продолжала служить нам еще долгие годы. 
Отец умер в 1980 году, мама пережила его на 28 лет. Но память о них – всегда в наших сердцах. Мы сохранили родительский дом, а машинку в год 70-летия Победы я передал в школьный музей».
Есть свои реликвии и в семье Надежды Романовны Дурденко из Крутинки: фронтовые награды ее отца, орденские документы, благодарности от командования, письма однополчан. И маленькая гармошка, на которой гвардии капитан Роман Тимофеевич Мелковский, точнее, его однополчане, сыграли свой победный марш. Было это весной 45-го в Чехословакии.


- Папа никогда не играл ни на каких музыкальных инструментах, - говорит дочь солдата, - и гармошку привез для своего племянника, Шурика. Но и ему она не пригодилась. Его уж и живого давно нет. А отцовский трофей мы так и не смогли никому передать. Как будто он хранит тепло близкого человека.


Искусно вышитая гладью и до сих пор не потерявшая цвета мирного неба скатерть жительнице деревни Верх-Яман Тамаре Петровне Юрьевой напоминает сразу о двух самых дорогих людях.
- Мой отец, Петр Никитич Соснов, с боями дошел до Берлина, - делится воспоминаниями женщина, - с фронта привез платок для матери, диковинные в наших краях складные ложку и вилку и скатерть, которую через два года подарил своей невесте, моей маме Валентине Леонтьевне, когда пошел к ней свататься. Мамочка моя, светлая ей память, рукодельница знатная была, так она с той самой скатерти сделала точную копию. Правда, васильковых ниток не нашла, использовала просто белые. А в остальном – не отличишь. Все эти вещи я до сих пор берегу пуще глаза. Вместе с другими военными реликвиями – наградами отца, документами, фотографиями. Хочу передать их своему правнуку.
Ванюшке пока только годик. Но праправнук героя вырастет и обязательно будет помнить…
Любовь Втюрина

 



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


26 (10150)
04.07.2025 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ