Росреестр разъясняет: что такое межевой план?
Чт, 22 авг 2024 00:00 +0600Межевой план – это письменно-графическое описание земельного участка, содержащее сведения о его площади, расположении, форме, адресе, наличии смежных участков, а также о постройках, способных исказить границы участка.
Межевой план должен быть составлен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП) составителя – кадастрового инженера. Также его создают на бумажном носителе и заверяют подписью и печатью составителя.
Текстовая часть межевого плана представляет собой таблицу, в которую вносятся общие сведения о проведенных кадастровых работах, исходные данные об участках, результаты выполненных измерений и расчетов, данные об образуемых и/или измененных земельных участках и/или их частях, заключение кадастрового инженера, акты согласования границ земельных участков.
Графическая часть межевого плана включает в себя схемы геодезических построений и расположения земельных участков, чертеж земельных участков и их частей, абрисы характерных точек границ.
«Зафиксировать границы принадлежащего собственнику земельного участка в межевом плане не просто желательный, а, скорее, необходимый шаг. Это не только позволит упростить целый ряд процедур, но и станет аргументом в его пользу в разных ситуациях, например, при судебных разбирательствах с владельцами соседних участков. Межевой план является бессрочным документом, действительным до тех пор, пока не изменены границы участков, поэтому при его составлении важнее всего – правильное определение границ и их согласование», – генеральный директор ООО «Национальный земельный фонд», представитель СРО «Ассоциация «Объединение кадастровых инженеров» Валерий Ярмошик.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
В июле 2024 года омичами на 11 % больше совершено сделок с недвижимостью и на 46 % больше оформлено сельских ипотек, чем в июне
В июле 2024 года в Управление Росреестра по Омской области на государственную регистрацию прав и постановку на кадастровый учет объектов недвижимости поступило 25 098 заявлений. В сравнении с июнем текущего года число поданных заявлений возросло на 11 % (22 653).
Омичи продолжают отдавать предпочтение подаче документов в цифровом формате. Так, из общего количества в электронном виде направлено более половины пакетов документов – 13 643 (56 % от общего числа), что на 12 % больше, чем месяцем ранее (в июне – 12 195).
За этот же период на регистрацию договоров долевого участия в строительстве поступило 138 заявок, из них 72 % (130) направлены в электронном виде.
В июле на регистрацию ипотеки поступило 1 587 заявлений, из них 67 % (1 007) – в электронном виде. Показатель по ипотечным заявкам упал на 10 % (в июне – 1 747).
При этом на 46 % вырос спрос на сельскую ипотеку по льготной 3%-ной ставке: в июне – 83 заявки, в июле – 121 заявка.
По-прежнему чаще всего сельскую ипотеку оформляют на территории Омского муниципального района – 109, реже – в других районах области: в Азовском – 5, в Таврическом, Тюкалинском, Шербалькульском – по 2, в Москаленском – 1.
«Спрос на сельскую ипотеку вырос в связи с увеличением процентной ставки при оформлении классического жилищного кредита. Кроме того, Минсельхоз предлагает в ближайшее время изменить условия действия сельской ипотеки, в том числе территориальные, когда из зоны действия льготной 3%-ной ставки могут быть исключены сельские населенные пункты и поселки городского типа, расстояние от которых до столицы региона по дорогам общего пользования не превышает 50 км или которые находятся не более чем в 30 км от города с населением более 100 тыс. человек. В случае с Омской областью это весь Омский муниципальный район, поэтому жители сейчас, в благоприятный для строительства и ремонта летний период, используют пока еще действующие возможности», – отметил руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Благодаря инициативе Росреестра установлен предельный срок для освоения земельного участка
Управление Росреестра по Омской области разъясняет, как будет работать новый закон об установлении 3-летнего срока для освоения земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков
Сегодня на законодательном уровне существуют достаточно жесткие требования к собственникам, которые при неиспользовании земельных участков или использовании их с нарушениями могут лишиться своей земли путем изъятия. При этом законом не установлено, что понимается под «освоением земельного участка» и каковы сроки его освоения, которые нужно применять при оценке возможности изъятия земельных участков в соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, действующие нормы не раскрывают, какие именно признаки указывают на то, что земельный участок используется с нарушением законодательства, в том числе, если это приводит к причинению вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный по инициативе Росреестра и вступающий в действие с 1 марта 2025 года, внес коррективы в земельное законодательство в части установления предельного срока для освоения земельного участка, находящегося в собственности гражданина или юрлица.
Теперь правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов будет обязан сразу после государственной регистрации права использовать его в соответствии с целевым назначением, а в случае, если требуется освоение такого участка, то в течение трех лет с момента государственной регистрации права участок должен быть освоен. Только по истечении установленного законом срока правообладатель привлекается к административной ответственности за неиспользование земельного участка.
Освоением земельного участка будут считать проведение одного или нескольких мероприятий, в результате которых участок приводится в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением. Например, осушение его, уничтожение сорной растительности, создание правильного рельефа, монтаж временных сетей, снос ветхих объектов. Перечень таких мероприятий будет определен Правительством Российской Федерации.
Принятый закон призван защитить правообладателей, которые по объективным причинам не могут начать использование участка сразу после оформления прав. При этом с момента отсчета срока собственник будет нести ответственность за неиспользование земельного участка, и контрольные (надзорные) органы могут зафиксировать факт нарушения.
«Задача данных норм – не наказание собственников или изъятие у них земельных участков, а именно обращение более пристального внимания к вопросу надлежащего использования числящихся за физическими или юридическими лицами площадей, которые, возможно, в настоящее время не очень нужны, но при этом повышают долю так называемых заброшек, в том числе на территории садовых некоммерческих товариществ. Новый закон ускорит процесс принятия правообладателем решения о судьбе участка – возделывать его, строить на нем, сдавать в аренду или все же продать. Важно также сформировать критерии ненадлежащего использования участков и тех сроков, в которые участок будет считаться неосвоенным, поскольку это позволит защитить собственников земельных участков от произвольных оценок со стороны проверяющих», – отметил председатель регионального отделения Союза садоводов России, член Общественного совета при Управлении Росреестра по Омской области Виктор Бобырь.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Омичи во втором квартале 2024 года оформили 5 210 ипотек, что на 25,8 % больше, чем в первом
Об этом говорят данные статистики Управления Росреестра по Омской области.
Так, в течение второго квартала текущего года омичи оформили ипотеку в силу закона и в силу договора 5 210 раз, что на 25,8 %, или в 1,25 раза больше, чем в первом квартале (4 141). Из общего числа 3 374 пакета документов на регистрацию сделки поданы в Управление в электронном виде, на бумажном носителе через МФЦ – 1 836. При этом доля электронных ипотек в общем количестве увеличилась на 2 % и составляет 65 % вместо предыдущих 63 %.
«Ипотека – это все ситуации и обстоятельства, при которых возникает залог недвижимости. Объект остается во владении и пользовании должника, но при этом кредитор, в случае невыполнения должником своего обязательства, приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества. Ипотека в силу закона возникает при приобретении объекта недвижимости по договору купли-продажи, в том числе по различным льготным программам. Ипотека в силу договора возникает, когда имеющееся жилье собственник закладывает банку в счет выданных кредитной организацией денежных средств на потребительские цели», – отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области Анжелика Иванова.
При подаче кредитной организацией в Управление заявлений на регистрацию ипотеки в электронном виде сроки оказания государственной услуги сокращаются до одного рабочего дня. Это правило действует на основании федерального проекта «Электронная ипотека за один день», в котором Омская область участвует с августа 2021 года, и в рамках разрабатываемой Росреестром программы «Цифровизация недвижимости», целью которой является повышение качества оказываемых услуг и упрощение процедур для граждан, бизнеса и профессиональных участников рынка.
Во втором квартале от кредитных организаций в обработку в электронном виде поступило 3 278 ипотек по договору купли-продажи, из них в течение 24 часов было зарегистрировано 2 447, что на 31,3 % и в 1,3 раза больше, чем в первом квартале (1 863 из 2 666 поступивших онлайн).
Необходимо отметить, что доля электронных ипотек, оформляемых банком и регистрируемых Управлением Росреестра по Омской области менее чем за сутки, постоянно растет: если в первом квартале 2024 года она составляла 93 %, то во втором квартале уже 98 %.
Увеличение доли зарегистрированных электронных ипотек за 24 часа зафиксировано и на примере июля последних трех лет: в 2022 она составляла 89,7 %, в 2023-м – 97 %, в 2024-м – 97,3 %.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
БПЛА на страже земельного законодательства в Омской области: с помощью беспилотника обследовано около 1500 га
Росреестр и его территориальные органы идут по пути цифровизации, поэтому активно применяют новейшие разработки и технологии, доступные для гражданского использования и способные повысить эффективность осуществления возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии задач.
Ярким примером использования новейших технологий в работе Управления Росреестра по Омской области является использование беспилотного летательного аппарата (далее – БПЛА) в целях осуществления государственного земельного надзора, в том числе в рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных».
Сотрудники отдела государственного земельного надзора Управления прошли специальное обучение в формате дополнительного профессионального образования в АНО ДПО АУЦ «ПРОФПИЛОТ» (г. Москва), а также в ООО «Геоскан» (г. Санкт-Петербург), и теперь имеют необходимую квалификацию для эксплуатации БПЛА.
В настоящее время Управлением осуществлена аэрофотосъемка на территории Любинского муниципального района Омской области на площади около 1500 гектаров, по результатам которой получены снимки данной местности масштабом 1:2000. После проведенного обследования и обработки все оцифрованные материалы направляются в Федеральный фонд пространственных данных, где они проходят контроль на качество исполнения с целью их дальнейшего использования по назначению.
Снимки местности высокого разрешения используются не только в целях контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках федерального земельного контроля (надзора), но и для выявления и исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков.
«Главным преимуществом использования БПЛА от традиционных средств измерений является то, что можно обследовать труднодоступные земельные участки, до которых невозможно проехать в связи с отсутствием инфраструктуры, подъездных путей и отдаленностью от населенных пунктов. Беспилотник в этом случае делает наши возможности почти неограниченными», – подчеркнул заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области Владимир Созонтов.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Контроль специалистов омского Росреестра за деятельностью СРО арбитражных управляющих продолжается: 15 человек предупреждены, 13 заплатят штраф, 8 будут дисквалифицированы
В соответствии с п. 3 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и в рамках полномочий, предоставленных КоАП РФ, территориальные органы Росреестра правомочны возбуждать в отношении арбитражных управляющих дела об административном правонарушении за несоблюдение норм Закона о банкротстве.
Важно: дела возбуждаются на основании судебных актов, а также жалоб, поступивших в Росреестр от физических и юридических лиц, органов государственной и муниципальной власти только в том случае, если они содержат достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Так, в первом полугодии 2024 года в отдел по контролю (надзору) за СРО Управления от граждан и представителей юридических лиц поступило 85 обращений, 14 из них – из инспекции Федеральной налоговой службы как уполномоченного органа на представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации.
На основании большинства жалоб, а также 16-ти судебных актов за полгода в отношении арбитражных управляющих было возбуждено 51 дело о нарушении норм и требований Закона о банкротстве (с учетом решений, принятых по обращениям, поступившим в конце 2023 года). За шесть месяцев 2024 года должностными лицами Управления по результатам завершенных административных расследований всего составлено 48 протоколов об административных правонарушениях.
По состоянию на 1 июля 2024 года, при рассмотрении обращений в 34 случаях должностными лицами Управления были вынесены определения об отказе в возбуждении дел из-за отсутствия события административного правонарушения. В двух случаях заявители обжаловали решения в Арбитражном суде Омской области, но требования были оставлены без удовлетворения.
По результатам рассмотрения заявлений Управления, в том числе поданных, но не рассмотренных в 2023 году, Арбитражным судом Омской области в отношении арбитражных управляющих в первом полугодии 2024 года вынесены следующие решения:
- 13 – о привлечении к административной ответственности в виде штрафа;
- 15 – о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде дисквалификации (из них 8 в отношении одного арбитражного управляющего);
- 15 – о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде предупреждения;
- 19 – об освобождении арбитражных управляющих от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного ими административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Следует отметить, что часть решений не вступила в законную силу, поскольку арбитражными управляющими практически на каждое решение суда подаются апелляционные жалобы. За шесть месяцев 2024 года таких жалоб было подано 19, 10 из них, по состоянию на 01.07.2024, рассмотрены, но ни одна при этом не удовлетворена.
«В первом полугодии 2024 года не было ни одной ситуации, когда при рассмотрении наших заявлений арбитражный суд не согласился бы в полном объеме с правовой позицией Управления. Наши выводы о наличии в действиях арбитражных управляющих состава и события административного правонарушения, а также их вины, что зафиксировано в протоколах и изложено в заявлениях Управления, судом поддержаны», – поделилась заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области Ольга Широченкова.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области