Сельская трибуна



Росреестр: новостная лента

Дополнительная защита для сделок с недвижимостью в электронном виде

13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", который направлен на защиту интересов граждан в случае недобросовестных действий по отчуждению принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества с использованием незаконно полученного ключа электронной подписи.    

         Новым законом предусмотрено, что осуществление государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость физического лица на основании заявления, поданного в электронной форме, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) будет возможно только в том случае, если собственник заранее уведомит Росреестр о возможности такой формы подачи документов и в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена запись о возможности представления заявления на государственную регистрацию права, заверенного УКЭП гражданина.

         Указанные записи будут вноситься в ЕГРН на основании заявления гражданина, представленного в бумажной форме путем его личного обращения в МФЦ, либо на основании заявления, отправленного в Росреестр посредством почтового отправления, в котором подлинность подписи заявителя должна быть нотариально засвидетельствована.При отсутствии такого заявления от собственника недвижимости государственная регистрация перехода или прекращения его права собственности на основании электронного пакета документов будет невозможна.

          К примеру, если гражданин допускает проведение сделок со всей принадлежащей ему недвижимостью или с определенными объектами недвижимости в электронной форме с использованием УКЭП, то он об этом предварительно должен уведомить Росреестр путем представления заявления в бумажной форме. При отсутствии такого заявления от собственника государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов будет невозможна. В случае поступления таких заявлений и документов, подписанных электронной подписью, Росреестр вернет их без рассмотрения и обязательно уведомит об этом собственника объекта недвижимости.

         Обращаем внимание, что законом предусмотрен ряд случаев, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронной форме не будет требоваться специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости. Внесение отметки в ЕГРН не потребуется при проведении сделок с участием нотариусов и органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде, в случаях если документы подписаны УКЭП, сертификат ключа проверки которой выдан удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты Росреестра, а также в случаях представления заявлений и документов сторонами договоров купли-продажи с использованием информационных технологий взаимодействия кредитных организаций с органом регистрации прав.

         Таким образом, вступивший в силу в августе 2019 года Закон № 286-ФЗ призван защитить физических лиц от мошеннических действий с принадлежащей им недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи, и направлен на исключение случаев, когда мошенники завладевают чужими квартирами путем подачи документов на государственную регистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника, полученной в удостоверяющем центре, в том числе по поддельным документам.

         Отметим, что количество поступивших в Управление Росреестра по Омской области электронных заявлений на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в 1 полугодии 2019 года значительно возросло и составило33724 заявления. К сравнению: за аналогичный период 2018 года в Управление поступило19711 электронных заявлений.

Юлия Швецова,

заместитель начальника отдела

государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

 

Как обезопасить свою недвижимость

от мошенников?

У большинства граждан РФ недвижимость – самое ценное материальное благо, которое у них имеется. Многим  приходится зарабатывать на квартиру большую часть своей жизни. И, соответственно, лишиться этого блага никто не желает.

Жертвами мошенников могут стать не только одинокие пенсионеры, но и люди, сдающие квартиру в аренду.

Что же нужно сделать, чтобы не лишиться своей недвижимости?

При заключении договора аренды мошенники могут попросить у вас предъявить правоустанавливающие документы якобы для того, чтобы убедиться, что вы сдаете квартиру законно, сфотографировать их, затем подделать и вашу квартиру продать. 

Однако для того, чтобы продать вашу квартиру, одних правоустанавливающих документов недостаточно. Необходима еще нотариально удостоверенная доверенность, которую мошенники также могут подделать.

Лишиться своей недвижимости можно, если довериться, допустим,  недобросовестным риэлторам. В случае, если вы выдали нотариальную доверенность на совершение сделки с правом получения денежных средств недобросовестному риэлтору, вы рискуете остаться без денег и без недвижимости.

Как же обезопасить свою недвижимость?

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) предусмотрел такую возможность. Для этого необходимо собственнику недвижимого имущества подать заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника в любой офис многофункционального центра предоставления государственных услуг (МФЦ) вне зависимости от того, в каком регионе расположен ваш объект недвижимого имущества. Государственная пошлина за такое заявление не предусмотрена.

В течение пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится специальная запись, благодаря которой отчуждение недвижимости в случае подачи документов на регистрацию третьими лицами становится невозможно.

После внесения данной записи в ЕГРН в случае подачи документов на государственную регистрацию любыми лицами, кроме собственника объекта недвижимости, их возвращают без рассмотрения.

Запись, содержащаяся в ЕГРН, о заявлении о невозможности регистрации погашается в трех случаях, при наличии:

1) решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника;

2) заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации;

3) вступившего в законную силу судебного акта.

Минусом записи, содержащейся в ЕГРН, о заявлении о невозможности регистрации является то, что в данном случае продать объект недвижимого имущества нельзя даже по подлинной доверенности. Если вы находитесь за пределами РФ, то для того, чтобы продать свою недвижимость, необходимо вернуться на Родину. Если же вы просто находитесь в другом регионе, то вы можете подать заявление о переходе права собственности в любом МФЦ на территории РФ.

Если вы уже выдали доверенность, то можно в любое время без указания мотивов прекратить ее полномочие путем отмены доверенности. Отмена доверенности выдавшим ее лицом совершается в той же форме, в которой она  была выдана. Таким образом, отмена доверенности, которая была удостоверена нотариально, осуществляется путем обращения к нотариусу. 

Нотариус обязан внести сведения о такой отмене в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ЕИС). К этим сведениям обеспечивается бесплатный и круглосуточный доступ в сети Интернет для любого заинтересованного лица. Ознакомиться с ними можно по адресу в сети Интернет (http://reestr-dover.ru).

Если третьи лица не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий.

Попасться на «удочку» мошенников можно, если вы приобретаете объект недвижимого имущества. Для того чтобы этого избежать, необходимо следовать простым правилам. Для начала нужно установить собственника объекта недвижимого имущества и проверить наличие/отсутствие ограничений/обременений. Для этого необходимо подать в МФЦ заявление  о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, на интересующий объект недвижимого имущества. В выписке из ЕГРН об объекте недвижимости будет отражена необходимая вам информация.

Если Вы имеете дело не с собственником, а с лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, необходимо убедиться, что такая доверенность действительно выдавалась и в настоящее время она не отменена.  В этом вам поможет все тот же сайт http://reestr-dover.ru.

И только после того, как вы лично убедились в том, что ограничения/обременения отсутствуют, вы имеете дело с собственником или лицом, уполномоченным собственником, вы можете спокойно сделку совершать.

Владимир Ершов,

заместитель начальника Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

 

Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью на основании судебных актов

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция обращения  физических и юридических лиц за судебной защитой в сфере имущественных прав и интересов. Зачастую итоговые судебные акты по таким делам устанавливают права на недвижимое имущество.

 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) указывает, что судебный акт является самостоятельным основанием возникновения, изменения, прекращения гражданских прав и обязанностей (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Стоит отметить, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

Государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории  Российской Федерации по установленной законодательством системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В настоящий момент органом, осуществляющим процедуру учета недвижимых объектов и регистрации прав, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.

Часть 2 статьи 14 Закона о регистрации содержит перечень                           оснований для осуществления государственной регистрации прав (правоустанавливающие документы), одним из которых является вступивший в законную силу судебный акт.

Необходимо подчеркнуть, что судебный акт является особым правоустанавливающим документом, отличающимся от иных документов признаком обязательности и исполнимости.

Согласно абз. 2 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», основанием для внесения записи в государственный реестр прав являются судебные акты, в резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.

Для целей государственной регистрации могут быть представлены и иные судебные решения, которые, по сути, не устанавливают права на недвижимость, но без таковых документов оформить права на недвижимость невозможно. Это, например, решения судов об установлении юридических фактов принадлежности правоустанавливающих документов гражданину или юридическому лицу в том случае, если, например, в правоустанавливающих документах имеются неточности в написании фамилии, имени, отчества гражданина, наименования юридического лица, а также решения судов об идентичности описания объектов недвижимости в случае разночтения их описания в правоустанавливающем документе и полученном техническом документе.

Между тем, решение суда об установлении юридического факта приобретательной давности в отношении недвижимого имущества может являться основанием для проведения государственной регистрации права собственности.

Отдельного внимания заслуживает момент возникновения прав на недвижимость на основании судебного решения. Обычно решение, устанавливающее право, определяет момент его возникновения. Однако           не все судебные решения определяют указанный момент, в этом случае, по общему правилу, права на недвижимость возникают с момента государственной регистрации.

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о регистрации  для осуществления государственной регистрации прав необходимо предоставить в регистрирующий орган не менее чем два экземпляра решения, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22                    от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН.

Учитывая, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан судебный акт.

Вместе с тем, государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебного акта осуществляется при наличии ряда условий.

 Первым условием является вступление судебного акта в законную силу (судебное решение вступает в силу по истечении срока, отведенного законом на кассационное или апелляционное обжалование). Представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу. Требования к содержанию решений судов и порядку их вступления в законную силу установлены статьями 198, 209, 329, 335, 367, 375, 391 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьями 170, 180, 195, 271, 307 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При этом, если представленная заявителем копия решения суда не содержит отметки о дате вступления решения в законную силу, считается, что вступление этого судебного акта в законную силу документально не подтверждено, что свидетельствует об отсутствии надлежащим образом подтвержденных сведений о вступлении судебного решения в законную силу, а, следовательно, и о непредставлении документа, необходимого для государственной регистрации прав, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации прав).

Вторым условием является наличие в судебном акте описания объекта, указания правообладателя и вида подлежащего государственной регистрации права.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в ЕГРН. Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

К таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.

На практике встречаются ситуации, когда в регистрирующий орган поступают документы, содержание которых не соответствует решению суда. Наиболее часто такие расхождения возникают именно в характеристиках объекта недвижимости. При этом могут быть две причины расхождений в характеристиках объектов:

1) представление в суд документов, не отражающих действительное состояние объекта;

2) изменение объекта после вынесения решения суда, вызванное, например, проведенной после решения суда перепланировкой с сохранением внешних границ объекта либо реконструкцией объекта, повлекшей изменение его границ.

Кроме того,  встречаются случаи, когда судебный акт содержит какие-либо ошибки либо неточности (например, в наименовании правообладателя либо в описании объекта недвижимости, либо его адресе (месте нахождения).

В отдельных решениях встречается признание права без указания вида такого права. Например, решением суда признается право на долю в квартире, что соответствует комнате. Опираясь на такое решение, затруднительно определить вид права, подлежащий государственной регистрации: право общей долевой собственности на квартиру либо право собственности на комнату.

И в том и в другом случае, имеющиеся противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН (государственного кадастра недвижимости) о таком объекте недвижимости, являются основанием для приостановления государственной регистрации (п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона  о регистрации).

Судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором имеющихся записей в ЕГРН.

Так, вышеназванный совместный пленум выделяет отдельный способ оспаривания зарегистрированного права или обременения – предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими.

Стоит отметить, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора                                    (п. 53 совместного пленума).

Как правило, в случае обращения истца с требованиями о признании сделки недействительной, суды при удовлетворении требований признают сделку таковой. Но, зачастую, применение последствий недействительности сделки не заявляется истцами в качестве исковых требований, а суд в силу положений ст. 166 ГК РФ также не применяет последствия недействительности ничтожной сделки, поскольку это право суда, а не обязанность. Между тем, решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРН.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в случае наличия зарегистрированного ограничения (обременения) прав, в исковом заявлении о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности необходимо также заявлять требование о прекращении/сохранении ограничения (обременения). Судебный акт, содержащий в резолютивной части вывод суда о прекращении или сохранении ограничения (обременения), будет являться основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРН. В том случае, если названные требования не будут заявлены или судом не будет разрешен вопрос о прекращении или сохранении ограничения (обременения), впоследствии, при исполнении такого решения суда, могут возникнуть трудности.

Резюмируя изложенное, отметим, что с целью исполнимости решения суда заинтересованным лицам при формулировании требований  по спорам о правах необходимо учитывать требования Закона о регистрации, предъявляемые к правоустанавливающим документам.

Юлия Бобровник,

главный  специалист-эксперт

отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору)  в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра

 по Омской области.

Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В Российской Федерации (далее – РФ) существует несколько видов контроля над соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ.  Одними из таких видов контроля являются государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При проведении проверок соблюдения требований законодательства РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля руководствуются обязанностями, указанными в статье 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Правовой статус должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля характеризуется совокупностью прав, обязанностей и возможностью нести ответственность в случае совершения неправомерных действий при проведении проверочных мероприятий.

При этом существуют обязанности, направленные  не только на применение мер по предупреждению и выявлению, но и по пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

7.1) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;

11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, соблюдение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка, является конституционным принципом, при несоблюдении которого наступает ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

Ирина Бударина,

ведущий специалист-эксперт

 Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области.

Перечень наиболее часто допускаемых саморегулируемыми организациями  нарушений обязательных требований и рекомендации по их соблюдению

         Обобщение  практики работы территориальных органов Росреестра по проведению плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок выявляет типичные нарушения в деятельности саморегулируемых организаций, в частности, несоблюдение требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007                 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федерального закона от 01.12.2007               №  315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Перечень обязательных требований, перечень наиболее часто допускаемых нарушений и руководства по соблюдению обязательных требований в сфере контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок утвержден Росреестром и опубликован на официальном сайте Росреестра  (https://rosreestr.ru) по состоянию на 22.07.2019 года.

Представленные в данном перечне сведения не являются окончательными и подлежат дополнению и корректировке с учетом результатов контрольно-надзорной деятельности.

     Ольга  Широченкова,

начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере

 саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Омской области.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО

ДОПУСКАЕМЫХ НАРУШЕНИЙ И РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОЦЕНЩИКОВ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАДАСТРОВЫХ

ИНЖЕНЕРОВ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПЕРАТОРОВ

ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК <*>

 

--------------------------------

<*> Представленные сведения не являются окончательными и подлежат дополнению и корректировке с учетом результатов контрольно-надзорной деятельности.

 

 

Предмет государственного надзора в соответствии с Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202

Вид саморегулируемой организации

НПА, регламентирующие исполнение обязательных требований

Основные нарушения

Рекомендации

1

Соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями (подпункт "а" пункта 4), а также ведение реестра членов, в том числе прием в члены саморегулируемой организации и исключение из членов саморегулируемой организации.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Статья 20, пункт 2 статьи 20.1, 24.1, пункт 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; приказ Минэкономразвития России от 10.07.2015 N 465 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Перечень обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в реестр арбитражных управляющих, и порядок ведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих такого реестра"

1. Прием в состав членов СРОАУ арбитражных управляющих, являющихся членами других СРОАУ, а также лиц не соответствующих обязательным условиям членства в СРОАУ, в том числе лиц не внесших взнос в компенсационный фонд СРОАУ.

2. Необеспечение контроля за своевременным заключением членами СРОАУ договоров обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, за сдачей членами СРО, не исполнявшими обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд, теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих.

3. Не принятие своевременных мер по исключению из состава членов СРОАУ лиц, не соответствующих обязательным условиям членства.

В целях предотвращения нарушений обязательных требований рекомендуется: осуществлять проверку информации о членстве арбитражного управляющего в сводном государственном реестре арбитражных управляющих, размещенном на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет"; организовать контроль за своевременным заключением арбитражными управляющими договоров обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, за своевременной повторной сдачей арбитражными управляющими, не исполнявшими обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд, теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; включить во внутренние документы СРОАУ, регламентирующие вопросы членства в СРОАУ, положения о порядке и периодичности представления членами СРОАУ сведений и документов, подтверждающих их соответствие условиям членства; для проверки информации о применении к членам СРОАУ административной ответственности в виде дисквалификации использовать информацию, размещаемую на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/disqualified.do), на сайте http://kad.arbitr.ru.

 

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Абзацы восьмой - десятый части 2 статьи 22.2, статьи 24, 24.1, 24.7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; приказ Минэкономразвития России от 13.02.2015 N 55 "Об утверждении порядка ведения саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставления доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам и дополнительных требований к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков"

1. Необеспечения контроля за своевременным заключением членами СРОО договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

2. Нахождение в составе членов СРОО лиц, не соответствующих требованиям, установленным абзацем четвертым части второй статьи 24 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В целях соблюдения обязательных требований рекомендуется принимать меры: по организации контроля за своевременным заключением оценщиками договоров обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности; осуществлять проверку информации о выданных квалификационных аттестатах в области оценочной деятельности, размещенную на официальном сайте Росреестра в сети "Интернет" (https://rosreestr.ru/site/ur/vnesenie-svedeniy-v-svodnyy-reestr-chlenov-samoreguliruemykh-organizatsiy-otsenshchikov/svedeniya-iz-svodnogo-reestra-chlenov-samoreguliruemykh-organizatsiy-otsenshchikov-/); включить во внутренние документы СРОО, регламентирующие вопросы членства в СРОО, положения о порядке и периодичности представления членами СРОО сведений и документов, подтверждающих их соответствие условиям членства.

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Статьи 29, 29.2, пункты 6 - 8 части 8 статьи 30, статья 30.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"

Нарушение срока принятие решения об исключении кадастрового инженера из состава членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Подпункт 1 пункта 2 статьи 111.1, статьи 111.2, пункт 10 статьи 111.7, пункт 1 статьи 111.8 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

2

Разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях (подпункт "б" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Статья 20, абзац третий пункта 4 статьи 21.1, абзац второй пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Включение во внутренние документы, регламентирующие деятельность саморегулируемой организации и членов, положений, противоречащих федеральному законодательству и принятым в соответствие с ним подзаконным нормативным правовым актам; отнесение обязанности по установлению (утверждению) условий членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Принять меры по включению во внутренние документы, регламентирующие деятельность саморегулируемой организации и членов, положений, непротиворечащих федеральному законодательству и принятым в соответствие с ним подзаконным нормативным правовым актам.

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Абзацы третий и четвертый части первой статьи 22.1, абзац седьмой части четвертой статьи 24.2 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Обязательные требования соблюдаются.

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Части 1, 6 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Подпункт 1 пункта 3 статьи 111.3, статья 111.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

3

Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации (подпункт "в" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзац третий пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; части 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Включение во внутренние документы, регламентирующие осуществление профессиональной деятельности членов СРОАУ, положений, противоречащих федеральному законодательству и принятым в соответствие с ним подзаконным нормативным правовым актам.

Принять меры по включению во внутренние документы, регламентирующие осуществление профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, положений, непротиворечащих федеральному законодательству и принятым в соответствие с ним подзаконным нормативным правовым актам.

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Часть восьмая статьи 20, абзац второй части первой статьи 22.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", части 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Обязательные требования соблюдаются.

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Пункт 1 части 6 статьи 30, пункт 1 части 4, часть 8 статьи 30.1, пункт 11 части 6 статьи 30.3, часть 2 статьи 30.5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; части 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Пункт 2 статьи 111.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; части 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

4

Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами (подпункт "г" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзацы двенадцатый и пятнадцатый пункта 2 статьи 22, абзац четвертый пункта 2 статьи 21, пункты 2.1, 10 статьи 24.1, статья 25.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Нарушения порядка формирования и использования средств компенсационного фонда, установленного статьей 25.1 Федерального закона о банкротстве (внесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организацией за арбитражного управляющего иным лицом, неразмещение средств компенсационного фонда через управляющие компании). Необеспечения контроля за своевременным заключением членами СРОАУ договоров обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве

В целях обеспечения соблюдения обязательных требований рекомендуется принимать меры, препятствующие оплате взносов в компенсационный фонд СРОАУ лицами, не являющимися членами СРОАУ, организовать контроль за своевременным заключением арбитражными управляющими договоров обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве.

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Часть третья статьи 24.6, часть десятая статьи 24.7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Необеспечение контроля за своевременным заключением членами СРОО договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

В целях обеспечения соблюдения обязательных требований рекомендуется принимать меры по организации контроля за своевременным заключением оценщиками договоров обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Часть 7 статьи 29.2, пункт 6 части 6, пункт 16 части 8 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Пункт 10 статьи 111.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

5

Осуществление саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов, а также применения мер дисциплинарного воздействия (подпункт "д" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзацы седьмой, одиннадцатый пункта 4, абзац второй пункта 9, пункты 10 - 13 статьи 21.1, абзацы четвертый и шестой пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 9, 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федеральный стандарт деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432.

Нарушение обязательных требований в части:

необоснованного отказа в рассмотрения жалобы (обращения);

несоставления по итогам проверки акта проверки; нарушения сроков проведения проверки по жалобе (обращению) на действия (бездействие) членов СРОАУ;

нерассмотрения всех доводов жалобы (обращения);

нарушения сроков направления информации о результатах проверки члену СРОАУ, заявителю по жалобе (обращению);

нарушение периодичности проведения плановых проверок в отношении членов СРОАУ.

Обращаем внимание на необходимость: организации работы по своевременному запросу и получению необходимой для проведения проверки информации (сведений и документов) от арбитражных управляющих - членов СРОАУ, а также принятия мер по соблюдению сроков проведения проверки и направления информации о результатах проверки члену СРОАУ и заявителю жалобы (обращения); соблюдения оснований для отказа в рассмотрении поступившей в адрес СРОАУ жалобы (обращения), установленных пунктом 3.3 Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432.

 

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Абзацы четвертый - шестой, четырнадцатый и пятнадцатый части второй статьи 22.2, абзацы четвертый, пятый части четвертой, абзацы пятый - седьмой, десятый части седьмой, абзацы первый - третий части двенадцатой, часть шестнадцатая статьи 24.2, статьи 24.3, 24.4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 9, 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; приказ Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики".

Нарушение обязательных требований в части несоблюдения сроков проведения проверки по жалобе (обращению) на действия (бездействие) членов СРОО, нарушения сроков направления ответа члену СРОО, заявителю по жалобе (обращению), необоснованный отказ в рассмотрении обращения (жалобы)

Обращаем внимание на необходимость: организации работы по своевременному запросу и получению необходимой для проведения проверки информации (сведений и документов) от оценщиков - членов СРОО; принятия мер по соблюдению сроков проведения проверки и направления ответов члену СРОО и заявителю по жалобе (обращению); соблюдения оснований для отказа в рассмотрении поступившей в адрес СРОО жалобы (обращения), установленных Требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 989.

 

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Пункты 2, 3, 8, 14 части 8 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; статьи 9 и 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Положение об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров (положение утверждено Президиумом Ассоциации "Национальная палата кадастровых инженеров" 23.05.2017 протокол N 05/17 (в редакции от 28.07.2-18 N 06/17) и согласовано Минэкономразвития России).

Нарушение порядка рассмотрения информации о нарушении членами СРОКИ требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, установленного Положением об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, утвержденным национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров 28.07.2017 и согласованного Минэкономразвития России 27.06.2017.

Соблюдать порядок рассмотрения информации о нарушении членами СРОКИ требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, определяющий в том числе требование о проведении проверки члена СРОКИ; необходимо руководствоваться в том числе положениями пунктов 8.1, 17.6 Положения об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, утвержденного национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров 28.07.2017 и согласованного Минэкономразвития России 27.06.2017.

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Подпункт 3 пункта 3, подпункт 1 пункта 8, пункт 9 статьи 111.3, пункт 2 статьи 111.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; статьи 9 и 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

6

Обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдение стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации (подпункт "е" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Статья 22.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 7, 7.1, часть 3 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 803; Порядок обеспечения доступа к сведениям, включенным в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, заинтересованных в их получении лиц, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 02.11.2015 N 805.

Отсутствие возможности поиска, получения документов и информации, размещенных на официальном сайте СРОАУ, и возможности определить дату и время размещения документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте СРОАУ; неразмещение либо несвоевременное размещение информации, предусмотренной законодательством о саморегулируемых организациях.

Принять меры по устранению причин и условий способствующих нарушению обязательных требований, в том числе проведение работы с лицами, ответственными за размещение и публикацию сведений (информации, документов) о деятельности СРОАУ и ее членах на официальном сайте СРОАУ в сети "Интернет".

 

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Статья 22.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 7, 7.1, часть 3 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 803, приказ Минэкономразвития России от 13.02.2015 N 55 "Об утверждении порядка ведения саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставления доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам и дополнительных требований к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков".

Отсутствие возможности поиска, получения документов и информации, размещенных на официальном сайте СРОО, и возможности определить дату и время размещения документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте СРОО; неразмещение либо несвоевременное размещение информации, предусмотренной законодательством о саморегулируемых организациях.

Принять меры по устранению причин и условий способствующих нарушению обязательных требований, в том числе проведение работы с лицами, ответственными за размещение и публикацию сведений (информации, документов) о деятельности СРОО и ее членах на официальном сайте СРОО в сети "Интернет".

 

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Часть 12 статьи 29, части 2, 3 статьи 30.2, пункт 8 части 6 статьи 30.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", статьи 7, 7.1, часть 3 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 803; приказ Минэкономразвития России от 30.06.2016 N 419 "Об утверждении дополнительных требований к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, порядка ведения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и размещения содержащихся в таком реестре сведений на официальном сайте саморегулируемой организации кадастровых инженеров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядка представления в орган государственного надзора сведений о внесении в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров сведений о физическом лице, принятом в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также объема, сроков и порядка представления в орган государственного надзора информации о внесении изменений в реестр членов саморегулируемой организации и об основаниях внесения таких изменений"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

 

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Пункт 10 статьи 111.3, пункт 2 статьи 111.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 7, 7.1, часть 3 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 803

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

7

Аттестация работников членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), в случае если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) (подпункт "ж" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Не осуществляется

 

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Не осуществляется

 

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Не осуществляется

 

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Не осуществляется

 

 

8

Рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации (подпункт "ж" пункта 4)

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзацы седьмой, одиннадцатый пункта 4, абзац второй пункта 9, пункты 10 - 13 статьи 21.1, абзацы четвертый и шестой пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 9, 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федеральный стандарт деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432.

Нарушение срока направления заявителю ответа о результатах рассмотрения его жалобы (обращения); отсутствие в ответе заявителю по жалобе обоснованных и аргументированных выводов со ссылками на нормы Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности; нарушение требований к составлению акта внеплановой (плановой) проверки; необоснованный отказ в рассмотрении поступившей в адрес СРОАУ жалобы (обращения); нарушение периодичности проведения плановых проверок в отношении членов СРОАУ.

Обращаем внимание на необходимость организации работы по своевременному запросу и получению необходимой для проведения проверки информации (сведений и документов) от арбитражных управляющих - членов СРОАУ, а также принятия мер по соблюдению сроков проведения проверки и направления информации о результатах проверки члену СРОАУ и заявителю по жалобе (обращению); соблюдению оснований для отказа в рассмотрении поступившей в адрес СРОАУ жалобы (обращения), установленных пунктом 3.3 Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432. Перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (обращения) является закрытым.

 

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Абзацы четвертый - шестой, четырнадцатый и пятнадцатый части второй статьи 22.2, абзацы четвертый, пятый части четвертой, абзацы пятый - седьмой, десятый части седьмой, абзацы первый - третий части двенадцатой, часть шестнадцатая статьи 24.2, статьи 24.3, 24.4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 9, 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; приказ Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики".

Нарушение обязательных требований в части несоблюдения сроков проведения проверки по жалобе (обращению) на действия (бездействие) членов СРОО, нарушения сроков направления ответа члену СРОО, заявителю по жалобе (обращению), необоснованный отказ в рассмотрении жалобы (обращения).

Обращаем внимание на необходимость организации работы по своевременному запросу и получению необходимой для проведения проверки информации (сведений и документов) от оценщиков - членов СРОО, а также принятия мер по соблюдению сроков проведения проверки, направления информации о результатах рассмотрении жалобы (обращения) члену СРОО и заявителю по жалобе (обращению); соблюдения оснований для отказа в рассмотрении поступившей в адрес СРОО жалобы (обращения), установленных Требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 989.

 

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Пункты 2, 3, 8 и 14 части 8 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; статьи 9 и 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Нерассмотрение информации о нарушении членами СРОКИ требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров в порядке, установленном Положением об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.

При поступлении информации о нарушении членами СРОКИ требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, содержащей в том числе требование о проведении проверки члена СРОКИ, необходимо руководствоваться в том числе положениями пунктов 8.1, 17.6 Положения об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, утвержденного национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров 28.07.2017 и согласованного Минэкономразвития России 27.06.2017.

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Подпункт 3 пункта 3, подпункт 1 пункта 8, пункт 9 статьи 111.3, пункт 2 статьи 111.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; статьи 9 и 10 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

9

Осуществление иных обязанностей (функций, полномочий)

 

 

 

 

9.1

Осуществление стажировки

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзац десятый пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; приказ Минэкономразвития России от 18.12.2012 N 799 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего"

План проведения стажировки не соответствует требования пункта 11 Федерального стандарта, нарушение СРОАУ сроков рассмотрения заявлений о прохождении стажировки и утверждения отчетов о прохождении стажировки в соответствии с пунктами 5 и 17 Федерального стандарта.

В целях соблюдения обязательных требований рекомендуется принять меры по организации внутреннего контроля за подготавливаемой сотрудниками СРОАУ и руководителями стажировок предусмотренных законодательством документов о прохождении стажировки.

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Не осуществляется

 

 

Саморегулируемые организации операторов электронных площадок (СРОЭП)

Не осуществляется

 

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Части 7 - 12 статьи 29, пункт 15 части 8 статьи 30, пункт 3 части 4, части 7, 8 статьи 30.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; Правила организации саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров прохождения стажировки физическими лицами (разработаны Ассоциацией "Национальная палата кадастровых инженеров" и согласованы Минэкономразвития России)

Обязательные требования соблюдаются.

 

9.2

Представление кандидатур арбитражных управляющих в деле о банкротстве

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Пункт 2 статьи 20.4, пункт 2 статьи 20.5, пункты 1, 3, 4, 6, 10 статьи 45 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Нарушение установленного срока представления в арбитражные суды, заявителю и должнику информации о соответствии кандидатур арбитражных управляющих требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для их утверждения в делах о банкротстве.

Ненаправление (направление с нарушениям срока) СРОАУ в арбитражный суд ходатайства об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в случае выявления фактов несоответствия арбитражного управляющего условиям членства, выявления обстоятельств, препятствующих утверждению арбитражного управляющего в деле о банкротстве, в том числе возникших после такого утверждения.

В целях соблюдения обязательных требований рекомендуется принять меры по организации внутреннего контроля за соблюдением сотрудниками СРОАУ, ответственными за реализацию мероприятий по предоставлению кандидатур арбитражных управляющих в целях их утверждения в делах о банкротстве, требований Федерального закона от 26.10 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

9.3

Осуществление экспертиз

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Часть 6 статьи 26.1, пункт 17 части 8 статьи 30, пункт 13 части 6 статьи 30.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Статьи 16.2, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Экспертиза отчета проводится СРОО на добровольной основе.

 

9.4

Проведение в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзац семнадцатый пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Обязательные требования соблюдаются.

 

9.5

Организация повышение уровня профессиональной подготовки своих членов

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРОАУ)

Абзац тринадцатый пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; приказ Минэкономразвития России от 26.12.2013 N 786 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих"

Обязательные требования соблюдаются.

 

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров (СРОКИ)

Пункт 8 части 8 статьи 30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"

По состоянию на 01.08.2018 проверок по соблюдению данного обязательного требования не проводилось.

 

Саморегулируемые организации оценщиков (СРОО)

Абзац одиннадцатый части второй статьи 22.2 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Обязательные требования соблюдаются.

 

 

Межмуниципальный  Тюкалинский отдел  Управления Росреестра по Омской области информирует, что 18.09.2019 г   с 14.00 до 17.00 будет проведена горячая линия:

  1. вопросы государственной регистрации права  по телефону  83816721241.
  2. вопросы организации и поведение проверок, соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении государственного надзора (контроля) по телефону 83816722139.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


49 (9868)
13.12.2019 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ