
Омск: Город трудовой доблести
Пт, 3 июл 2020 00:00 +0600 Марусина война
Мария Алексеевна Чернякова живет в Оглухино. А родом из села Строкино Колосовского района. Там войну и встретила. Отец ушел на фронт, а потом в трудармию. Так и сгинул. В семье остались 8 ребятишек. Одиннадцатилетняя Маша работала наравне со взрослыми. Вспоминает об этом со слезами. Говорит, «не дай вам Бог пережить то, что на нашу долю выпало»…
Главный человек рода Смараковых
Виктору Петровичу Смаракову, ветерану труда, за девяносто. В годы войны работал в колхозе. В победном 45-м окончил 7 классов и поступил в сельскохозяйственный техникум. О том времени вспоминает как о самом трудном в своей жизни. Чтобы выжить, приходилось плести «мордушки» для гольянов. Эти навыки потом очень пригодились. И сейчас Виктор Петрович продолжает заниматься этим делом: плетет корзины, вазы и даже дачную мебель. Участвует в выставках народного творчества.
Нянька – за мамку
Когда началась война, Анне Андреевне Зайцевой, девяностолетней жительнице села Шипуново, «стукнуло» одиннадцать. Отчетливо помнит все. Отца на фронт не взяли по возрасту, он работал в селе фельдшером. А старший брат Григорий не дожил до Победы всего ничего. Баба Нюра до сих пор хранит его письма с фронта да маленький стульчик, сделанный его руками. И горькие воспоминания: работала младшей нянечкой в детских яслях, хоть и саму еще нянчить надо было. Но тогда взрослели рано.
А я бедовая!
Жительнице Крутинки Александра Иосифовна Лавренко девяносто исполнилось как раз 8 Марта. Накануне журналисты «СТ» побывали у нее в гостях.
- Папку забрали в числе первых, - вспоминает баба Шура, - нас у мамы пятеро осталось. Ох, и работушки переработали. Мне поручили молоко на молоканку возить. А фляги-то тяжеленные. А я росточком не вышла. Но не жаловалась. Война. Нашим-то на фронте еще тяжелее. Так мы им по вечерам еще носки-варежки вязали, посылки на фронт отправляли.
Она и сегодня без дела не сидит, спиц из рук не выпускает. Но теперь уже только для себя. Любит принарядиться. Удивительное поколение.
Стахановка
Ульяна Ефремовна Романова, жительница села Новокарасук, в свои девяносто четыре сохранила и ясность ума, и на память не жалуется.
А она цепко хранит события прошлого. В годы войны её, пятнадцатилетнюю девчонку, семья отправила «на заработки». Четыре года работала резчицей торфа в Называевском районе. Ну, а зарабатывала только кусок хлеба да миску супа. Но всегда была впереди всех. В шутку называет себя «стахановкой».