Сельская трибуна



К сведению населения

«Школа электронных услуг Росреестра». Новое в государственной регистрации ипотеки и др.

«Школа электронных услуг Росреестра» в марте

 

Очередное занятие «Школы электронных услуг Росреестра», в котором приняли участие представители нотариального сообщества города Омска и ООО «МФЦЭУ Единая правовая служба», состоялось 11 марта.

Участники школы обсудили правовые и технические вопросы, возникающие в процессе электронного взаимодействия как посредством использования электронного сервиса Росреестра «Личный кабинет», так и посредством использования веб-сервисов прямого взаимодействия с Росреестром.

В рамках занятия руководитель школы Юлия Швецова сообщила, что по результатам 2019 года количество электронных заявлений, направленных нотариусами, существенно возросло и составило 56 процентов от общего количества представляемых в орган регистрации прав электронных заявлений  (к сравнению: в 2018 году эта цифра составляла – 18 процентов).

В завершении занятия руководитель школы ответила на вопросы участников, в том числе на вопросы, связанные с реализацией на практике норм Федерального закона от 02.08.2019 № 286-ФЗ в части необходимости представления заявлений о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Управление Росреестра по Омской области напоминает, что занятия в «Школе электронных услуг Росреестра» проходят на постоянной основе и проводятся бесплатно для всех желающих разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.

Очередное занятие в школе состоится 21 апреля 2020 года по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, в 14.00.

Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты 11syl@r55.rosreestr.ru

 

 

Новое в государственной регистрации ипотеки

 

Использование заемных средств – один из популярных способов расчета  при приобретении гражданами в собственность жилых помещений, к которым Жилищный кодекс Российской Федерации относит жилые дома, квартиры, комнаты. При этом в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке)  такое жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге  с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Возникает ипотека в силу закона в пользу лица, предоставившего заем.

Вместе с тем, возникают жизненные ситуации, когда граждане берут заем и в обеспечение своих обязательств по возврату займа, предоставляют займодавцу (кредитору) принадлежащее им недвижимое имущество в залог, заключая договор об ипотеке. При этом кредитор в случае неисполнения должником обязательства по возврату займа может потребовать выплатить долг за счет заложенного имущества.

В целях защиты прав граждан, решившихся использовать ипотеку как способ обеспечения своих обязательств, 02.08.2019 был принят Федеральный закон № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ), которым, в частности,  были внесены изменения в статью 6.1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите».

Частью 1 статьи 6.1 Закона о потребительском кредите урегулирована деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства  по которым обеспечены ипотекой.

Так, предоставить кредит физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, вправе:

- кредитные организации – юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции (статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

- кредитные потребительские кооперативы – добровольные объединения физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков), созданные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы –  организации, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

- учреждения, созданные по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих;

- единый институт развития в жилищной сфере, а также организации, осуществляющие деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, включенные в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов (далее – Перечень).

Перечень, подлежит опубликованию на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок формирования Перечня, а также требования, предъявляемые к включаемым в него организациям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные требования не распространяются на займы, предоставляемые работодателем работнику в целях, не связанных с осуществлением работником предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой.

Кредитные потребительские кооперативы вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 18.07.2009 года         № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», в частности, только членам кооператива.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы также вправе предоставлять займы физическим лицам – членам кооператива в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Микрофинансовые организации вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон о микрофинансовых организациях).

 В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Закона о микрофинансовых организациях микрофинансовая организация не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с обеспечением обязательств залогом:

- жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

- доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

- права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица – залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Исключение составляют случаи, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

 

Наталья Шевелева,

заместитель начальника отдела

государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Порядок выдачи сведений из ЕГРН в виде копий документов

 Порядок и условия предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, определены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015  №  968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются заявителям в виде копий правоустанавливающих документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН, или в виде выписки из ЕГРН.

Копии документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН, предоставляются определенным категориям лиц, в частности:

самим правообладателям или их законным представителям;

физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность;

лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;

арбитражному управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копии договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, предоставляются по запросу правообладателя, его законного представителя, лица, получившего доверенность от правообладателя, его законного представителя.

Копии данных документов могут быть предоставлены в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Для получения копий правоустанавливающих документов необходимо подать запрос одним из следующих способов:

при личном обращении в любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от места нахождения объекта недвижимости;

в виде заверенного нотариусом бумажного документа, отправленного по почте;

в электронном виде, заполнив форму запроса, размещенную на официальном сайте и Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.

В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя. При представлении запроса, представителем к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.

Если запрос о предоставлении копий правоустанавливающих документов представляется по почте, то подлинность подписи заявителя на таком запросе должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Если данный запрос представляется в электронной форме, он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.

За предоставление копий правоустанавливающих документов из ЕГРН взимается плата. Размер платы утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Например, за получение копии договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, содержащегося в реестровом деле, на бумажном носителе установлена плата:

– для физического лица – в размере 300 рублей,

– для юридического лица – 950 рублей.

В случае получения копии в виде электронного документа плата составляет::

 –для физического лица – 150 руб.,

–для юридического лица – 400 руб.

При запросе интересующих документов, также следует учитывать, что плата за выдачу копий документов в электронном виде значительно ниже, чем за выдачу таких копий на бумажном носителе.

Следует обратить внимание на то, что копии документов могут быть не предоставлены лицам, не имеющим права на доступ к сведениям, содержащим конфиденциальную информацию, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». 

В случае внесения платы за предоставление информации в большем размере можно обратиться с заявлением в Росреестр о ее возврате.

Копии правоустанавливающих документов предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса Росреестром, если иной срок не установлен законом.

Течение срока предоставления копий правоустанавливающих документов из ЕГРН начинается со следующего рабочего дня после даты получения Росреестром сведений об оплате по данному запросу.

В зависимости от выбранного в запросе способа получения ответа заявитель может получить копии правоустанавливающих документов: лично в МФЦ, по почте или в электронном виде.

Нина Степаненко, специалист-эксперт  отдела ведения ЕГРН  Управления Росреестра

по Омской области.

Нововведения в законодательство о садоводстве и огородничестве

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее – Закон о садоводстве).

С начала 2019 года собственникам садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также гражданам, желающим приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, Закон о садоводстве(п. 1 ст. 4) оставил возможность создания объединения только в виде садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) и огороднического некоммерческого товарищества (ОНТ). Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество при этом является видом товарищества собственников недвижимости.

Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и, в установленных законом пределах, распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса РФ).

Согласно Закону о садоводстве (п. 1, 2, 3 ст. 3):

–под садовым земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

– садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

– хозяйственные постройки – сарай, баня, теплицы, навес, погреб, колодец и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.

Согласно части 2 статьи 23 Закона о садоводстве строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Таким образом, строительство садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек на садовых участках допускается в случаях, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты.

На территории города Омска 10.12.2008 Омским городским Советомутверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, на территории Омской области действуют Правила землепользования и застройки сельских поселений соответствующих муниципальных образований Омской области. Данными правилами  введено градостроительное зонирование – деление всей территории в границах городской черты, сельского поселения  на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также ограничениям их использования  (далее – Правила землепользования и застройки).

 Возникает вопрос о возможности применения Закона о садоводстве и Правил землепользования и застройки, утвержденных как на территории города Омска, так и на территориигородских, сельских поселений муниципальных районов Омской области, к объектам, созданным до вступления в силу указанных муниципальных правовых актов.

         Согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.Распространение действия Закона о садоводстве на отношения, возникшие до его введения, данным законом не предусмотрено.

         Кроме того, согласно статье 3 Правил землепользования и застройки, действующих на территории города Омска, данные Правила применяются к отношениям в области землепользования и застройки, возникшим после вступления их в силу. К отношениям, возникшим до вступления в силу Правил землепользования и застройки, действующих на территории города Омска, положения настоящих Правил применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу.

Таким образом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объекты капитального строительства - садовые и жилые дома, хозяйственные постройки, созданные до вступления в силу Закона о садоводстве и утвержденных правил землепользования и застройки поселения, городского округа на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, допускается без применения указанных Правил землепользования и застройки.

         Необходимо заметить, что с вступлением в силу 02.08.2019 Федерального закона № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 267) до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на садовые и жилые дома, созданные  на садовых земельных участках вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Закона о садоводстве, то есть без учета правил землепользования и застройки, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты. При этом параметры созданного на садовом земельном участке садового, жилого дома должны соответствовать предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленных федеральным законом (пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В случае реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома возможно осуществить государственный кадастровый учет изменений характеристик такого дома (без государственной регистрации прав) на основании соответствующего заявления о государственном кадастровом учете изменений и технического плана объекта недвижимости, подготовленного кадастровым инженером.

Согласно   статье  1    Градостроительного    кодекса       РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Если в результате реконструкции объекта недвижимости образован новый объект недвижимости (например, два здания были объединены в один объект недвижимости – одно здание), в том числе в связи с изменением вида объекта недвижимости (например, в результате реконструкции объекта незавершенного строительства образовано здание), то осуществляется постановка на государственный кадастровый учет такого объекта недвижимости.

         Если в результате реконструкции объекта недвижимости изменены только его характеристики, предусмотренные статьей 8 Закона о регистрации, то в отношении реконструированного объекта недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет изменений сведений о нём, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

         Кроме того, в силу статей 14, 15 Федерального закона от 13 июля    2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав по заявлению собственника объекта недвижимости на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером в установленном федеральным законом порядке.

         Таким образом, если посредством реконструкции жилого, садового дома изменены их характеристики, в частности, площадь, новый объект не образован, тодопускается осуществление государственного кадастрового учета изменений сведений в Едином государственном реестре недвижимости о таком жилом, садовом доме (без государственной регистрации прав).

Заявление о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости и необходимые документы должны быть направлены в орган регистрации праворганом государственной власти (органом местного самоуправления), уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее – уполномоченный орган власти) в силу обязанностей, возложенных на уполномоченный орган власти положениями части 1.2 статьи 19 Закона о регистрации.

В случае, если такие заявления и документы не были направлены уполномоченным органом власти, Законом о регистрации предусмотрена возможность застройщика самостоятельно представить заявление об осуществлении учетно-регистрационного действия.

Необходимо отметить, что частью 11.1 статьи 24 Закона о регистрации определен перечень документов, использование которых является обязательным при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана объекта индивидуального строительства или садового дома.В частности, такой технический план подготавливается на основании указанной в части 11 статьи 24 Закона о регистрации декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции, а также уведомления, направленного уполномоченным органом власти о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров таких объектов недвижимости предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, предусмотренными правилами землепользования и застройки и федеральными законами (при наличии такого уведомления). Указанные декларация и уведомления прикладываются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.

         При этом выполнение кадастровых работ и подготовка технического плана объекта недвижимости осуществляется по завершении строительства, но до получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Вероника Пацукова, главный специалист-эксперт  Омского отдела

Управления Росреестра по Омской области,

государственный регистратор.

 

 

О противодействии коррупции

в сфере государственной гражданской службы

 

Четкое определение понятия «коррупция» установлено  Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие нарушения, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие «противодействия коррупции»  как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

-по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

-по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

-по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

 Противодействие включает в себя три базовых стратегии:

-профилактику коррумпированности системы государственной службы;

-борьбу с коррупционными правонарушениями;

-ликвидацию последствий коррупционных действий.

По своему содержанию профилактика – это совокупность мероприятий предупредительного воздействия, цель которых заключается в предотвращении появления новых форм коррупции. Важную роль играет и предупреждение формирования совокупности причин и условий, которые способствуют развитию этого явления.

 

Деятельность государственных органов

по повышению эффективности противодействия коррупции

 

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

  1. Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  2. Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
  3. Принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  4. Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
  5. Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
  6. Унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
  7. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  8. Обеспечение независимости средств массовой информации;
  9. Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  10. Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
  11. Совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
  12. Обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  13. Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  14. Совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  15. Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  16. Укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  17. Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  18. Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  19. Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  20. Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
  21. Оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

 

Управлением Росреестра по Омской области реализации государственной политики в области противодействия коррупции уделяется особое внимание.

В рамках антикоррупционной деятельности в Управлении организована работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В первом полугодии 2019 года прошло шесть заседаний комиссии, на которых рассмотрено 32 уведомления 22 государственных гражданских служащих Управления.

Комиссия установила наличие возможной личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей у 22 государственных служащих Управления. Все они приняли меры, установленные законодательством, по недопущению конфликта интересов.

В своей работе комиссия также рассматривает уведомления работодателей о заключении трудовых, гражданско-правовых договоров, служебных контрактов с гражданами, ранее замещавшими должности в Управлении. По всем 22 уведомлениям, поступившим в первом полугодии 2019 года в Управление, нарушений антикоррупционного законодательства не выявлено.

Анализ справок о доходах госслужащих и членов их семей проводит кадровая служба Управления.

В первом полугодии 2019 года Управлением зарегистрированы 4 уведомления об осуществлении иной оплачиваемой деятельности, фактов выполнения иной оплачиваемой работы и получения подарков в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей. За отчетный период случаев непредставления сотрудниками вышеуказанных уведомлений руководителю Управления не выявлено.

Знание ограничений и запретов, требований к служебному поведению при прохождении государственной службы включены в квалификационные требования должностных регламентов гражданских служащих Управления.

Вопросы правового просвещения гражданских служащих по антикоррупционной тематике, включенные в учебно-тематические планы профессиональной учебы сотрудников структурных подразделений Управления, во 2  квартале текущего года изучены в полном объеме. В мае  проведен обучающий семинар с государственными регистраторами Управления по вопросам противодействия коррупции с принятием зачетов. Кроме того, проведены дополнительные занятия с государственными служащими, в том числе ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, по изучению действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

В целях обеспечения комплексного подхода при проведении антикоррупционной политики Росреестра, повышения эффективности деятельности  в области профилактики коррупционных и иных правонарушений и принятии исчерпывающих мер по недопущению нарушений гражданскими служащими (работниками) требований действующего законодательства и нормативных правовых актов Росреестра в сфере противодействия коррупции разработан и утвержден приказ Управления от  18.06.2019 № П/219 «О мерах по повышению эффективности деятельности Управления Росреестра по Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений», который  доведен  до сведения руководителей и сотрудников Управления.

Ознакомление под подпись с требованиями, установленными для государственной гражданской службы, проходят все вновь принимаемые сотрудники непосредственно при приеме в Управление.

Также вопросы антикоррупционного законодательства включены
в тестовые испытания при проведении конкурсных процедур при приеме на государственную гражданскую службу и при проведении квалификационных экзаменов по присвоению классных чинов гражданской службы. 

В Управлении разработана Памятка по недопущению должностными лицами Управления поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение о даче взятки.

В рамках электронного межведомственного взаимодействия организованы проверки на судимость вновь принятых госслужащих и действующих госслужащих Управления, а также проверки близких родственников госслужащих Управления с целью установления сведений, указывающих на осуществление их близкими родственниками деятельности аффилированной к полномочиям Управления, деятельности, связанной с извлечением прибыли при оказании услуг по представительству интересов третьих лиц в Управлении.

Управление оказывает содействие СМИ в освещении принимаемых мер по противодействию коррупции, представляя для опубликования материалы, популяризирующие электронные услуги Росреестра, предполагающие постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на эти объекты, а также получение сведений из ЕГРН без посещения офисов Росреестра, что исключает контактное взаимодействие заявителей со специалистами органа власти. В текущем году  в местных, городских, региональных СМИ состоялось 1459 публикаций по данной тематике.

 Управление продолжает  информировать население об электронных услугах Росреестра. Для органов государственной власти, местного самоуправления и граждан проводятся обучающие занятия по использованию электронных сервисов в «Школе электронных услуг», созданной при Управлении, где разъясняют способы подачи документов на государственную регистрацию прав, дают методические рекомендации со ссылками на нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления документов в электронном виде, требования к ним.

Действует  телефон доверия по противодействию коррупции. Позвонив по номеру (382) 21-08-89, любой гражданин может сообщить информацию о фактах коррупционных проявлений, конфликта интересов в действиях гражданских служащих и работников, несоблюдения гражданскими служащими и работниками ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о государственной службе.

Елена Абрамова,  главный специалист-эксперт  отдела государственной службы и кадров

Управления Росреестра  по Омской области.



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


32 (9901)
14.08.2020 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ