Сельская трибуна



Будь в курсе!

«Школа электронных услуг Росреестра» в декабре Лесная амнистия. В каких случаях можно оформить землю под домом и др.

«Школа электронных услуг Росреестра» в декабре

 

В конце  декабря состоялось завершающее занятие «Школы электронных услуг Росреестра» в программе минувшего 2019 года, приуроченное ко Дню юриста.

В последнем занятии года  приняли участие руководитель юридической фирмы и представители юридического сообщества города Омска.

Слушатели Школы с большим интересом ознакомились с основными электронными услугами Росреестра, получили информацию о преимуществах получения государственных услуг Росреестра в электронной форме, ознакомились, как при помощи электронного сервиса «Личный кабинет» представлять заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а также получать сведения из ЕГРН.

В рамках занятия слушатели школы узнали о предъявляемых законом требованиях к электронным документам (электронным образам документов), представляемым на государственную регистрацию прав посредством отправления в электронной форме. Особый интерес был проявлен к дополнительным возможностям электронного «Личного кабинета», к таким как сервис «Мои объекты», а также к возможности «Личного кабинета», позволяющей бесплатно уведомлять участников общей долевой собственности при отчуждении правообладателями своих долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости.

Прошедшее занятие прошло продуктивно и интересно для всех участников. На все заданные вопросы слушатели получены исчерпывающие ответы.

Управление Росреестра по Омской области напоминает, что занятия в «Школе электронных услуг Росреестра» проходят на постоянной основе и проводятся бесплатно для всех желающих разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.

Очередное занятие в школе состоится уже в новом 2020 году. График занятий будет опубликован дополнительно. Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты (11syl@r55.rosreestr.ru).

 

Лесная амнистия. В каких случаях можно оформить землю под домом

 

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению (на категории), согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдался не в полной мере. На территории Омской области значительное количество лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляли собой лесничества с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ.  Наличие пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка  не позволяли провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом). Такая ситуация влекла возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями.

Вступивший в действие  11.08.2017  Федеральный закон от 29.07.2017       № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее – Закон о лесной амнистии, Закон) регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, определяет механизм по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в части принадлежности земельных участков к определенной категории. Также Закон решает вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон. Кроме того, положения Закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Закон о лесной амнистии ввел механизмы, позволяющие придавать таким территориям статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечивать нормальные условия жизни населения

На территории Омской области расположено 19 лесничеств, городской лесопарк и Новосибирское военное лесничество. На сегодняшний день сведения о границах лесничеств и лесопарка в ЕГРН отсутствуют.

С целью реализации Закона о лесной амнистии и принятия решений об устранении выявленных пересечений при Управлении Росреестра по Омской области в октябре 2017 года создана межведомственная рабочая группа по сопоставлению сведений ЕГРН и Государственного лесного реестра о  земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда.

По состоянию на 1 ноября 2019 года в  ЕГРН внесены сведения о земельных участках, отнесенных к категории земель лесного фонда, площадь которых составляет 5 млн. 955 тыс. 939 гектар, площадь лесных участков в государственном лесном реестре составляет –  5 млн. 950 тыс. 568 гектар. Разница между реестрами на сегодняшний день составляет 5 тыс. 371 гектар.

Лесная амнистия, несомненно, дает возможность добросовестным приобретателям зарегистрировать право собственности на земельные участки, уточнить и внести сведения об их границах в ЕГРН.

Для того чтобы воспользоваться лесной амнистией, важно понимать,  какие  участки под нее попадают.

Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта федерации и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить ему категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

- когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца. Главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008;

- имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них;

- указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, непредназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Одновременно с этим, Законом не урегулирована ситуация оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенные к категории земель лесного фонда. Из чего следует, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амнистии» не предполагается. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

Нельзя будет оформить участок даже по "лесной амнистии", если он относится к категории земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, землям оборонного или иного «специального назначения», землям, задействованным для обеспечения космической деятельности, если на таких участках больше нет зарегистрированных объектов недвижимости.

Кроме того, Закон не работает в отношении земель сельскохозяйственного назначения, если уполномоченный орган по надзору за использованием земель получил достоверную информацию об эксплуатации этого участка с нарушением российских законов или вовсе не по назначению.

Для того чтобы воспользоваться лесной амнистией, собственнику необходимо подготовить ряд документов. В первую очередь следует обратиться к кадастровому инженеру. Специалист подготовит межевой план, в котором сделает отметку о возможности применения положений Закона о лесной амнистии.

С готовым межевым планом можно обратиться в любой офис многофункционального центра и подать заявление о постановке на государственный кадастровый учет (учете изменений) земельного участка. В результате для земельного участка будет установлен приоритет сведений ЕГРН, информация о таком земельном участке будет исключена из лесного реестра.

В соответствии с Законом о лесной амнистии сведения Государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями ЕГРН до 1 января 2023 года.

Елена Кузьмина,  главный специалист-эксперт  Омского отдела  Управления Росреестра

по Омской области, государственный регистратор.

 

Взаимодействие Управления Росреестра по Омской области

с Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области

Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, предоставлять в налоговые органы сведения об объектах недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.

Информация о правообладателях, объектах недвижимого имущества, поставленных на государственный кадастровый учет, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество используется для формирования налоговой базы.

В целях реализации положений Налогового кодекса РФ между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой заключено соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене от 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37.

В настоящее время в рамках данного соглашения и совместного приказа Росреестра и ФНС РФ об утверждении порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление Росреестра)  каждую неделю предоставляетв Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее – Управление ФНС)сведения в виде выгрузки из информационного ресурса.Также Управлением Росреестра ежегодно создается предварительная выгрузка сведений, формируется протокол прохождения форматно-логического контроля, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Ответственные лица Управления Росреестра постоянно проводят работы по исправлению ошибок форматно-логического контроля на основании сформированных протоколов и анализ форматно-логических ошибок для недопущения возникновения новых при ведении ЕГРН.

Кроме того, Управление Росреестра активно участвует в мероприятиях по вовлечению объектов недвижимого имущества в налоговый оборот на территории Омской области, которые проводятся в рамках Плана мероприятий на 2018-2020 годы по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Омской области, а также сокращению недоимки.

План включает в себя проведение мероприятий по дополнению и/или уточнению сведений о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества, отработке сведений о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества, государственная регистрация прав на которые не произведена, предоставленных уполномоченными органами местного самоуправления, а также внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества и их правообладателях.

В целях урегулирования вопросов, возникающих при информационном обмене сведениями между Управлением Росреестра и Управлением ФНС, оперативности решения данных вопросов с 2010 года действует Межведомственная рабочая группа по вопросам информационного взаимодействия.

         Несмотря на то, что передаваемые в налоговые органы сведения об объектах недвижимости и зарегистрированных на них правах проходят неоднократный контроль, количество ошибок в налоговых уведомлениях остается значительным. Встречаются случаи двойного налогообложения, неверного указания площади объектов. Данные ошибки исправляются сотрудниками регистрирующего органа и откорректированные сведения повторно выгружаются в налоговые органы.

         Однако нередки случаи, когда проблемы возникают по причине незнания правообладателями действующего законодательства. Например, ситуация с брошенными земельнымиучастками, дачами. Люди давно перестали пользоваться участками, полагая, что фактическое прекращение использования земли снимает с них обязательства по уплате налогов. Но земельный налог приходится платить, поскольку дачи зарегистрированы в Росреестре. В таком случае необходимо просто подать в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)  заявление об отказе от права собственности на участок.   

     Также встречаются ситуации, когда продавец и покупатель составляют договор купли-продажи объекта недвижимого имущества, производят по нему расчет и фактическую передачу объекта «новым правообладателям». При этом люди забывают об одном важном обстоятельстве: до тех пор, пока переход права собственности по сделке не будет зарегистрирован в Росреестре, платить налог за землю, гаражи и прочее имущество обязаны прежние хозяева.

         В вышеназванных случаях при поступлении в Управление Росреестра обращений о неверном начислении налогов на недвижимое имущество, заявителям разъясняется порядок оформления прав на указанные объекты.

 Елена Сердюк, заместитель начальника отдела повышения качества данных ЕГРН

Управления Росреестра  по Омской области.

 

 

Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

 

Одной из государственных функций, осуществляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), является государственный земельный надзор.

Статья 20 Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон) занимает основное место в системе защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют контроль за исполнением должностными лицами соответствующих органов служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение десяти дней со дня принятия таких мер обязаны сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены (п. 3 ст. 19 Закона).

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения установленных функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившихся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, в нарушении сроков проведения проверки, в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, в непредставлении акта о проведенной проверке, в привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо  в проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Повторное совершение вышеуказанного нарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Кроме этого, несоблюдение вышеназванными должностными лицами требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившихся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Таким образом, по своей сути, данные меры являются своеобразным "ограничителем" незаконной деятельности контролирующих и надзирающих органов, гарантом законности государственного контроля (надзора).

Андрей  Калабин, заместитель начальника  Омского отдела Управления Росреестра

по Омской области.

 

Охрана пунктов государственной геодезической сети

 

Государственная геодезическая сеть (далее – ГГС) представляет собой совокупность геодезических пунктов, используемых в целях установления и (или) распространения государственной системы координат, применяемой при осуществлении геодезических и картографических работ.

Пункты ГГС являются основой при производстве геодезических и картографических работ в целях обеспечения общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских задач, при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, других специальных работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2016
№ 1037 «Об утверждении правил установления охранных зон пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети
и государственной гравиметрической сети и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 г.           № 1170» определен правовой режим и порядок установления охранных зон геодезических пунктов, обеспечивающих их сохранность.

В соответствии с положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление), утвержденным приказом Росреестра от 23.01.2017
№ П/0027, Управление осуществляет учет и обеспечение охраны пунктов ГГС.

В 2016 году Росреестр поручил подготовить решения
об установлении охранных зон пунктов ГГС, утверждающие их границы, с включением в указанные решения сведений о границах охранных зон пунктов, содержащих текстовое и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), а также XML документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в названных решениях, и описания указанных охранных зон, для последующего внесения данных сведений в ЕГРН.

Граница охранной зоны пункта на местности представляет собой квадрат (сторона – 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света, и центральную точку (точка пересечения диагоналей), которая является центром пункта.

Границы охранных зон пунктов ГГС
и государственной нивелирной сети, центры которых размещаются в стенах зданий (строений, сооружений), а также границы пунктов государственной гравиметрической сети, размещенных в подвалах зданий (строений, сооружений), устанавливаются по контуру указанных зданий (строений, сооружений).

Управлением был выполнен анализ материалов, содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений, содержащихся в ЕГРН, и сведений, полученных в результате мониторинга за состоянием пунктов ГГС. При сопоставлении в электронном виде (с использованием ПО Mapinfo) кадастрового деления Омской области и местоположения пунктов ГГС было осуществлено разграничение пунктов ГГС в разрезе муниципальных образований и систем координат (МСК-55 и МСК г. Омск), принятых для ведения ЕГРН на территории Омской области.

На основании полученных результатов, а также после аналитического определения координат поворотных точек границ охранных зон пунктов ГГС подготовлен приказ Управления от 27.02.2017 № П/055 «Об установлении охранных зон пунктов ГГС, расположенных на территории Омской области».

Управлением проведена работа по внесению сведений о границах охранных зон пунктов ГГС, пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети, вековых и фундаментальных реперов главной высотной основы Российской Федерации, а также гравиметрических пунктов в ЕГРН.

Правовой режим охранной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, устанавливает запрет на осуществление видов деятельности и проведение работ, которые могут повлечь повреждение или уничтожение наружных знаков пунктов, нарушение неизменности местоположения специальных центров пунктов или создание затруднения доступа к ним.

В пределах границ охранных зон, без письменного согласования с территориальным органом Росреестра, запрещается осуществлять виды деятельности и проводить работы, которые могут повлечь повреждение или уничтожение наружных знаков пунктов, нарушить неизменность местоположения специальных центров пунктов или создать затруднения для использования пунктов по прямому назначению, а именно:

– убирать, перемещать, засыпать или повреждать составные части пунктов;

– проводить работы, размещать объекты и предметы, возводить сооружения и конструкции, которые могут препятствовать доступу к пунктам без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

– осуществлять горные, взрывные, строительные, земляные (мелиоративные) и иные работы, которые могут привести к повреждению или уничтожению пунктов;

– проводить работы, не обеспечивающие сохранность пунктов.

Без согласования с территориальным  органом Росреестра запрещается проведение следующих работ:

– снос объектов капитального строительства, на конструктивных элементах которых или в подвалах которых размещены пункты;

– капитальный ремонт помещений, в которых размещены гравиметрические пункты.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута и правообладатели земельных участков, на которых установлена охранная зона пункта, обязаны обеспечить возможность подъезда (подхода) заинтересованных лиц к указанным пунктам при выполнении геодезических и картографических работ, а также при проведении ремонта и восстановления указанных пунктов.

Зачастую правообладатели земельных участков и объектов недвижимости не осведомлены о том, что на их объектах недвижимости имеется государственная собственность в виде пунктов ГГС, так как работы по закладке пунктов ГГС проводились ещё в 60-х –70-х годах прошлого столетия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные  на земельных участках в соответствии с законодательством РФ.

Повреждение или уничтожение геодезических пунктов, а также хищение материалов, из которых они изготовлены, влекут за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством РФ.

Несоблюдение требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ):

– за неуведомление об изменениях состояния пункта или отказ
в предоставлении возможности проезда к нему – предупреждение
или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи
до пяти тысяч рублей (ч. 4 ст. 7.2 КоАП РФ);

– за уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей – наложение административного штрафа
на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц –
от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 7.2 КоАП РФ).

С целью мониторинга сохранности пунктов ГГС Управлением
на постоянной основе ведется учет и актуализация сведений о состоянии пунктов, поступающих от субъектов геодезической и картографической деятельности, а также полученных в ходе полевых выездов сотрудников Управления.

Иван Еременко,  специалист–эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления  Росреестра  по Омской области.

 

 

                                                                                                                  

 

 



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


38 (9907)
25.09.2020 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ