Сельская трибуна



Будь в курсе!

Пт, 22 май 2020 00:00 +0600
Порядок выдачи выписок о содержании правоустанавливающих документов; Особенности осуществления учетно-регистрационных действий в случае сноса объекта капитального строительства и др.

Порядок выдачи  выписок о содержании правоустанавливающих документов

Федеральным Законом Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) предусмотрено предоставление нескольких видов информации о зарегистрированных правах, одним из которых является выписка о содержании правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества.

В соответствии с Приказом от 10 мая 2016 года № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее — ЕГРН) за предоставление выписки о содержании правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, взимается плата.

Размер платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме выписки о содержании правоустанавливающих документов в виде бумажного документа для физических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления составляет 600 рублей, для юридических лиц – 1700 рублей, в виде электронного документа: 400 и 800 рублей, соответственно. В названный перечень заявителей не входят лица, обладающие в соответствии с федеральными законами правом на бесплатное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с ч. 13 ст. 62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, о содержании правоустанавливающих документов предоставляются только:

1) самим правообладателям или их законным представителям;

2)   физическим и юридическим лицам,  имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

3)  залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге,  или права на которые предоставлены ему в залог;

4)  судам, правоохранительным органам,  судебным приставам-исполнителям,   имеющим в производстве дела, связанные   с   объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями,     органам прокуратуры  Российской  Федерации – в  целях  осуществления  надзора за исполнением законодательства Российской  Федерации,  а также  органам, осуществляющим    в    установленном    федеральным    законом     порядке оперативно-розыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";

5)  лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;

6)  арбитражному управляющему, внешнему  управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

7) Нотариусу – по запросу, направленному в форме документа на бумажном носителе, сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в течение трех рабочих дней со дня направления такого запроса. По запросу, направленному в электронной форме в автоматизированном режиме, запрошенные сведения предоставляются в электронной форме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса. По запросу в форме бумажного документа – в течение 3 рабочих дней со дня направления запроса.

Заказать выписку о содержании правоустанавливающего документа можно:

– посредством личного или почтового обращения;

– с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, а также посредством Единого портала государственных услуг Российской Федерации.

Заявления и документы на бумажном носителе можно представлять независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункционального центра (МФЦ) согласно перечню подразделений органа регистрации прав и МФЦ, который опубликован на официальном сайте Росреестра.

Марина Абраменко, специалист 1 разряда отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра  по Омской области

Особенности осуществления учетно-регистрационных действий                в случае сноса объекта капитального строительства

 

Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно так же могут обветшать и разрушиться.

Согласно российскому законодательству гибель или уничтожение имущества служит основанием для прекращения права собственности на него (п.1 ст.235 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ). Однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически. Это значит, что, несмотря на фактическое прекращение существования объекта, он будет числиться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до момента прекращения записи о праве собственности и снятия с кадастрового учета.

Так каким образом действовать, чтобы в максимально короткие сроки освободить себя от прав на несуществующий объект недвижимости?

С 4 августа 2018 года в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) были внесены изменения, которые в том числе ввели понятие «снос объекта капитального строительства» и определили уведомительный порядок осуществления таких работ (№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В целях сноса объекта капитального строительства (далее – ОКС) застройщик или технический заказчик подаёт в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе ОКС не позднее чем за 7 рабочих дней до начала выполнения работ. К уведомлению прилагаются материалы обследования ОКС и его результаты. Проект организации работ по сносу ОКС, приложение таких документов к уведомлению не требуются только в отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не нужна (гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования).

Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления проводит проверку наличия указанных документов, обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИОСГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального строительного надзора.

Затем в соответствии с ч.12 ст.55.31 ГрК РФ застройщик или технический заказчик не позднее 7 рабочих дней после завершения сноса объекта подаёт в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса.

Данный уведомительный порядок не распространяется на случаи сноса ОКС в целях строительства нового ОКС, реконструкции ОКС.

Снятие с государственного кадастрового учета  объекта недвижимости и прекращение прав на него осуществляется на основании акта обследования (ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости.

В связи с введением новой уведомительной процедуры при сносе ОКС возникает вопрос о необходимости включения в состав акта обследования указанных уведомлений и документов.

Все вышеперечисленные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования. В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина их неиспользования.

Изготовленный акт выдается правообладателю и является основанием для его обращения в любое подразделение Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с заявлением о снятии недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.

Информацию об адресах и режиме работы офисов МФЦ можно узнать на сайте мфц-омск.рф.

Наталья Рудзеева,  главный специалист-эксперт  Омского отдела  Управления Росреестра

по Омской области,  государственный регистратор.

 

 

 

Результаты применения «лесной амнистии»

на территории Омской области

 

11 августа 2017 года вступили в действие положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», называемого в народе законом о «лесной амнистии».

Данный закон направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений, находящихся в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Положения названного закона в первую очередь направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости. Он был принят в защиту собственников, чьи земельные участки пересекаются с земельными участками, которые считаются лесными, и призван защитить граждан от изъятия их недвижимости, восстановить утраченные права.

В свете закона сведения ЕГРН считаются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимся в ГЛР, что, в свою очередь, позволяет сохранять за собственниками, права которых зарегистрированы в ЕГРН, принадлежащие им земельные участки.

Какие именно участки попадают под «лесную амнистию»? Во-первых, участки, предоставленные гражданам до 8 августа 2008 года под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство, дачное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также указанные земельные участки в случае, когда переход прав граждан на них зарегистрирован после 08.08.2008 года. Во-вторых, это участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016 года.  В-третьих –

земельные участки, попадающие в границы лесничеств, имеющие категорию земель лесного фонда, однако по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеют иную категорию.

           Исключение  составляют земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на территории объектов культурного наследия, относящиеся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, к землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности или землям специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; а также земли, относящиеся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля  2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

         Росреестр реализует положения закона о «лесной амнистии» как при совершении учетно-регистрационных действий,  так и в рамках деятельности рабочих групп. Основной в данном направлении стала деятельность Межведомственной рабочей группы по сопоставлению сведений ЕГРН и ГЛР  о земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда. Именно данная рабочая группа принимает решение о возможном способе устранения выявленных пересечений. В случаях, предусмотренных законом о «лесной амнистии», принимается решение об исключении из ГЛР  площади пересечений. Однако  если вынесение такого решения невозможно, Управление при необходимости направляет правообладателям земельных участков, границы которых пересекают участки лесного фонда, уведомления о необходимости исправления реестровых ошибок. Для защиты интересов Российской Федерации как правообладателя земель лесного фонда, в случаях, когда законом о «лесной амнистии» не предусмотрена возможность устранения пересечений, документы направляются в департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу для направления исковых заявлений в суд.

В результате в рамках реализации закона «о лесной амнистии» принят ряд решений:                                                                                                           По состоянию на 01.03.2020 на заседаниях Межведомственной рабочей группы рассмотрены сведения о 2144 земельных участках, которые в соответствии с ГЛР являются лесными, а в соответствии с ЕГРН имеют иную категорию земель, из которых в отношении:

63 участков  приняты решения об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН путем изменения сведений о площади и местоположении лесного участка;

1 участка принято решение об изменении сведений в ЕГРН и при необходимости в ГЛР (право на земельный участок возникло на основании решения суда или имеется судебное решение, подтвердившее законность кадастрового учета и регистрации прав);

18 – приняты решения о необходимости выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного или лесного участка (имеется пересечение границ лесного и земельного участка);

326 – приняты решения о необходимости оспаривания  возникновения прав (на указанные земельные участки действие закона о «лесной амнистии» не распространяется);

в отношении 728 земельных участков принято решение о применении закона о «лесной амнистии», исключении из ГЛР площади пересечения.    За период действия «лесной амнистии» в орган регистрации прав поступило 283 заявления об исключении площади пересечения при осуществлении учетно-регистрационных действий.

Оксана Руденко, начальник отдела  повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра

по Омской области.

Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

В Российской Федерации (далее – РФ) существует несколько видов контроля над соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ.  Одними из таких видов контроля являются государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При проведении проверок соблюдения требований законодательства РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля руководствуются обязанностями, указанными в статье 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Правовой статус должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля характеризуется совокупностью прав, обязанностей и возможностью нести ответственность в случае совершения неправомерных действий при проведении проверочных мероприятий.

При этом существуют обязанности, направленные  не только на применение мер по предупреждению и выявлению, но и по пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

7.1) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;

11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, соблюдение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка, является конституционным принципом, при несоблюдении которого наступает ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

Ирина Бударина, ведущий специалист-эксперт  Омского отдела Управления Росреестра

по Омской области.

 

 

 

 

 

 

 



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


25 (10149)
27.06.2025 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ