Пресс-чай "СТ"
«Зачет» по выборам
всегда готовы сдать педагоги района и их ученики
В общем, чаю в редакции за эту предвыборную кампанию было выпито немало. Уже на следующий день после первого «круглого стола», который состоялся 13 августа, за этим же столом собрались молодые педагоги района: Татьяна Шеслер, директор центра информационно-методического обеспечения учреждений образования, Светлана Лопатина, учитель истории и обществознания Крутинской гимназии, Юлия Курганская, социальный педагог этой же школы, Иван Побежук, учитель истории и обществознания КСШ №2, и Виталий Пиркуль, учитель истории и обществознания Шипуновской школы. Они продолжили тему электоральной активности молодежи. Точнее, ее воспитания на более раннем, школьном, этапе. Тон разговору задавала главный редактор газеты Наталья Пимшина.
Чем раньше – тем лучше
Итак, когда с детьми нужно начинать говорить о выборах, об избирательном праве, о политических процессах вообще?
Татьяна Шеслер:
- Чем раньше – тем лучше. Уже в пятом классе на уроках «Окружающий мир» дети узнают, что такое конституция, кто такой гражданин, какие у него права и обязанности, почему нужно проводить выборы и так далее. В девятом классе начинается изучение законотворческого процесса. К этому возрасту ребята уже знают, что избирательное право может быть пассивным и активным.
Светлана Лопатина:
- И на своем уровне, как правило, выбирают второй вариант. Ну, а мы стараемся всеми способами вовлечь их в этот процесс. Малыши у нас охотно участвуют в конкурсе рисунков на выборную тематику, дети постарше занимаются проектной деятельностью. Накануне выборов президента, к примеру, мы с восьмиклассниками работали над проектом «Убеди своих родителей идти голосовать». Думаю, многие убедили, потому что некоторые видеоролики, которые они подготовили, прямо мурашки по коже вызывали. Ну, как не откликнуться на призыв своего ребенка, если он уверен, что его будущее зависит от того, примут ли родители участие в выборах.
А еще дети иногда доверительно рассказывают такие случаи. Утро 18 марта (выборы президента – ред.). Папа с мамой еще спят. Бужу их и вместе с ними иду на избирательный участок. Мне важно, чтобы они сделали правильный выбор. У меня-то пока такого права нет.
Татьяна Шеслер:
- И они очень ждут, когда оно наступит. Я уверена, что среди школьников, если им исполнилось 18 лет, нет таких, которые бы проигнорировали выборы. Это для них – значимый момент, еще один этап взросления, выражение своей гражданской позиции.
Юлия Курганская:
- Школа для этого немало потрудилась. У нас работает клуб правовых знаний «Я – гражданин России». И дети-то идут, и с удовольствием. Мы проводим политинформации по стране, по региону, по району, накануне любых выборов оформляем тематические стенды…
Татьяна Шеслер:
- Я опять вернусь к выборам президента. Честное слово, мы иногда зря обвиняем нашу молодежь в этаком нигилизме. С каким интересом они смотрели предвыборные дебаты, а потом делились впечатлениями, следили за рейтингом кандидатов в президенты, особенно, конечно, Путина, обсуждали, почему он повышается или понижается, переживали.
Старший по классу
Помимо теоретических знаний, которые, как мы видим, педагоги дают в полном объеме, очень важны еще и навыки парламентаризма.
Татьяна Шеслер:
- В каждой школе есть детское объединение, члены которого выбирают президента. И это, по сути, те же «взрослые» выборы. Есть кандидаты, есть время для предвыборной агитации, чтобы каждый мог показать себя – почему, собственно, нужно голосовать именно за того, а не за другого. Есть, в конце концов, бюллетень, подсчет голосов. Думаю, ребята получают таким образом необходимый опыт.
Юлия Курганская:
- Они и внутри класса могут выбирать себе лидера. И совсем не важно, как его называть – президентом, старостой или просто старшим по классу. Когда я предлагаю детям такой вариант, они говорят – а давайте проголосуем. А как будем голосовать? Может, руку поднимать? А, может, бумажки напишем? Вот вам и тайное голосование.
Иван Побежук:
- Кроме того, в школах проводится день самоуправления. Ученики выбирают дублера-руководителя, человека, от которого в какой-то мере будет зависеть организация всей школьной жизни, пусть и всего на один день. Даже самые маленькие в такой момент чувствуют ответственность за свой выбор. Что уж говорить о тех, кому доверено «заменить» директора.
Где произошла «утечка»?
Словом, все подчинено тому, чтобы на пороге школы «получить» неравнодушного, грамотного, политически активного человека. Но цифры – вещь упрямая. На выборах президента, например, на избирательные участки не пришли более тысячи молодых людей, внесенных в списки избирателей. Где, на каком этапе произошла «утечка» активности и потерялся тот задел, который был получен в школе.
Татьяна Шеслер:
- В школе мы пестуем детей, опекаем их, наставляем. Считаем их маленькими. В вузах и колледжах ситуация несколько иная: раз стал студентом, достиг совершеннолетия, значит, уже взрослый, должен самостоятельно принять решение. Может, в этом как раз и «собака зарыта» - вузы не принимают «эстафету» у школы и не уделяют вопросам гражданской активности должного внимания.
Юлия Курганская:
- На самом деле, я из своего студенческого опыта что-то не припомню, чтобы наши преподаватели так уж настойчиво убеждали нас участвовать в выборах. Но, по зрелому размышлению, они тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы сохранить уже сформированную сознательность. Может, даже стоит ввести какой-то обязательный зачет?
Светлана Лопатина:
- Надо нам выходить на учебные заведения – другого варианта, похоже, нет.
Татьяна Шеслер:
- Роль организатора здесь может взять на себя семья. Приведу простой личный пример. Я всегда участвовала в выборах, шесть лет работала в избирательной комиссии, потом меня в ней сменил муж. Естественно, мы много говорили о выборах в семье. И сын хорошо усвоил эта уроки. Сейчас он студент 5 курса медицинского университета, но 9 сентября обязательно приедет домой. Для него это важно – в день выборов проголосовать вместе с нами.
Воспитай лидера
Выходит, для начала нужно «воспитать» родителя? Или просто лидера.
Юлия Курганская:
- Дети на самом деле многое несут из семьи. А если в ней не сформирована элементарная политическая культура, если из поколения в поколение никто не ходил на выборы, то что тут ждать? Если папа и мама, бабушка и дедушка, дядя и тетя думают и поступают определенным образом, то по такому «клише» будет действовать и ребенок. Наша задача – научить его анализировать, сравнивать, сопоставлять. Что мы и делаем и на уроках, и во внеурочной деятельности. Смотришь, а к концу занятий ребенок уже задумался. Если бы со взрослыми было так просто…
У нас же сейчас модно критиковать всё и вся. Интернет-ресурсы забиты так называемыми фейковыми новостями. Но кто сказал, что они подтвердились? Охаивать, причем огульно, ведь проще всего. В ответ мне всегда хочется спросить: а сами вы что сделали для того, чтобы хоть как-то изменить ситуацию?
Сегодня множество возможностей для самореализации. Можно заняться бизнесом, можно даже выдвинуть свою кандидатуру и стать депутатом. Вперед! А на поверку? Много ли у нас молодых депутатов или молодых руководителей? Да простейший пример. Встреча главы с населением. В коридорах люди что-то живо обсуждают, а в зале – ни одного вопроса. Да вы спросите, если вас что-то интересует, вам обязательно объяснят. Бояться нечего. На дворе не 37 год.
Вообще, как можно активнее и нам, педагогам, и волонтерам, и членам участковых избирательных комиссий, нужно людям объяснять любую ситуацию. В том числе, что будет, если ты пойдешь или не пойдешь на выборы. Этот вопрос часто можно услышать от людей старшего поколения.
Виталий Пиркуль:
- Молодежь опирается на мнение как раз старшего поколения. А как можно замотивировать это поколение на выборы, к примеру, в Рыжково, когда и дороги нет, и почта на «последнем издыхании», и с баллонным газом проблемы.
Юлия Курганская:
- Внешние факторы, конечно, могут повлиять на исход выборов, но, положа руку на сердце, так ли уж плохо мы живем? И всегда ли замечаем новый дом, новый школьный автобус, отремонтированную дорогу, благоустроенный стадион и так далее и так далее.
Записала Любовь Втюрина
От редакции:
Педагогам – большой респект. Сразу столько активных, креативных, убедительных участников «круглого стола» мы у себя, пожалуй, еще не собирали. Невольно вспомнились те времена, когда учителя были главными агитаторами. Тогда и проблем с электоральной активностью населения не существовало. Они умели находить нужные слова и аргументы. И сейчас продолжают это делать. Может быть, несколько в ином качестве. Но суть от этого не меняется. Наши респонденты, а вместе с ними и мы, очень надеются, что их голос будет услышан.
Блиц-опрос
Почему я буду голосовать
Светлана Лопатина:
- У меня двое детей, и мне хочется верить в их будущее. Но и на сегодняшнем этапе меня все устраивает: мы получили комфортное жилье, у нас действует множество программ поддержки молодых специалистов. Очень надеюсь, что этим курсом область пойдет и дальше.
Иван Побежук:
- Собираемся идти голосовать всей семьей – с женой и дочерьми. Это у нас традиция, которую мы переняли от своих родителей.
Виталий Пиркуль:
- Буду голосовать, чтобы выразить свою гражданскую позицию. Другого способа сделать это, кроме выборов, пока не придумали со времен Древнего Рима и Греции.
Татьяна Шеслер:
- Потому что не могу пропустить главное событие в жизни области, которая при нашей поддержке может стать лучшим регионом России.
Юлия Курганская:
- Я за стабильность и преемственность, за то, чтобы моя область, мой район, моя Крутинка жили и процветали. И я хочу поддержать того кандидата, который уже многое для этого сделал.
|