Юбилейный журнал Управления
«20 лет деятельности»
Вышел в свет журнал Управления Росреестра по Омской области «20 лет деятельности», посвященный юбилейной дате – созданию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Омской области. Издание открывается статьей руководителя Управления Чаплина С.А., в которой отмечены основные вехи в истории становления и развития системы регистрации прав в Омском регионе.
Уважением и признанием пронизаны выступления руководителей государственных органов, учреждений и организаций города, в которых они на страницах журнала поздравляют руководителя территориального органа Росреестра и возглавляемый им коллектив с юбилейной датой. Подчеркивают, что данная система играет значительную роль в вопросах соблюдения прав и законных интересов участников правоотношений, связанных с объектами недвижимости, имеет большое значение для развития рынка недвижимости и экономики в Омском регионе.
На страницах журнала коллектив Управления рассказывает о себе: о каждом отделе – в структуре аппарата Управления и в муниципальных районах Омской области, о целях и задачах, стоящих перед коллективами отделов, о содержании их деятельности, ветеранах регистрационной службы. При Управлении действует Общественный совет, активную работу проводит Молодежный совет, Управление помнит и чтит ветеранов регистрационной службы, взаимодействует с общественностью и средствами массовой информации, проводит спортивные и другие публичные мероприятия. Обо всем этом можно прочесть в журнале, изданном в цвете и проиллюстрированном фотографиями.
Ниже – Вашему вниманию предлагается вышеназванная статья руководителя Управления Чаплина Сергей Александровича.
20 ЛЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уважаемые коллеги!
Мы отмечаем замечательное событие – 20-летие создания в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно столько лет прошло с того дня, когда в нашем Омске впервые распахнулись двери новой службы для граждан, пришедших зарегистрировать свои права на недвижимое имущество, и уже 19 января 1999 года было выдано первое свидетельство о праве собственности.
Пройден значительный путь. За минувшие годы регистрационная служба претерпела немало преобразований и реформ, которые в большей степени связаны с развитием рынка недвижимости. Менялось не только название службы, но и её структура, направления и полномочия деятельности.
Первые годы были самым сложным этапом развития системы государственной регистрации прав, временем испытаний, серьезной и напряженной работы. Решались вопросы подбора квалифицированных кадров, подготовки государственных регистраторов, создания материально-технической базы учреждения, организации процесса государственной регистрации и взаимодействия с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными, судебными органами, иными организациями, связанными с вопросами оформления прав на недвижимость. Кроме того, Учреждение юстиции, так тогда называлась наша служба, столкнулось с такими трудностями как отсутствие правоприменительной и судебной практики, методического материала по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако система госрегистрации прав развивалась и совершенствовалась, менялось и лицо службы в регионе. В процессе своего становления Учреждение юстиции, несмотря на все сложности все же заслужило уважение и признание со стороны государственных органов, а также иных учреждений и организаций. Созданная в Омской области система государственной регистрации прав на недвижимое имущество показала свою ценность не только в вопросах соблюдения прав и законных интересов участников соответствующих правоотношений, но также имела большое значение для развития рынка недвижимости и экономики в нашем регионе. Полагаю, значительная заслуга в таком становлении и развитии службы принадлежит ее первому руководителю, первому государственному регистратору Омской области Александру Павловичу Михайлюте.
С 1 января 2005 года начался новый этап в развитии системы государственной регистрации – Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которой были переданы функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а в регионах России появились ее территориальные органы. Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области возглавил Валерий Михайлович Будылка. Одной из главнейших задач его службы стало создание максимально комфортных условий для участников отношений, возникающих в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество. И, надо сказать, что с первых дней существования Главное управление по основным показателям деятельности занимало ведущие места в системе Росрегистрации. Это было достигнуто благодаря сплоченности коллектива, направленной на решение задач государственной службы, его укрепления новыми профессиональными кадрами.
В 2010 году произошла еще одна структурная перестройка службы с наделением ее новыми полномочиями, направленными на решение вопросов государственного кадастра недвижимости, государственного земельного надзора, кадастровой оценки земель, геодезии и картографии. Сегодня Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (Росреестра).
Особо важным достижением за минувшие годы нашей деятельности считаю создание работоспособного высокопрофессионального коллектива сотрудников Управления. Многие из них работают с первых дней образования службы, кто-то на заслуженном отдыхе. И сегодня хочу сказать, что благодаря их труду, знаниям, стремлению находить ответы на самые сложные вопросы и проблемы, которые возникали в работе, наше Управление стремится занимать высокие места в рейтингах территориальных органов Росреестра.
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с 20-летием регистрационной деятельности в омском регионе. Ваш опыт и профессионализм и в дальнейшем будут способствовать укреплению правовых отношений в сфере госрегистрации прав и сделок на объекты недвижимого имущества, влияющих на стабильность гражданского оборота в России, развитие гражданского общества и правового государства.
НЕ В ЮСТИЦИЮ, А В РОСРЕЕСТР
Системе государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним 20 лет!
2018 год – юбилейный для Росреестра и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации – отмечается 20 лет со дня создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно столько лет прошло с того дня, когда и в Омском регионе впервые распахнулись двери новой службы для граждан, пришедших зарегистрировать свои права на недвижимое имущество, и уже 19 января 1999 года было выдано первое свидетельство о праве собственности. Сегодня на вопросы газеты отвечает руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ЧАПЛИН Сергей Александрович.
Корр. Уважаемый Сергей Александрович, поздравляем вас и коллектив Управления с замечательным для регистрационной службы событием. Можно вспомнить, как с момента ее появления омичи для регистрации прав на свои земельные участки, дома и квартиры, дачи и гаражи потоком пошли «в юстицию»… Как всё начиналось?
– С «юстиции» все и начиналось. 31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который стал точкой отсчета в создании системы государственной регистрации и становлении института государственных регистраторов в России. А 30 апреля того же года постановлением Губернатора Омской области было создано областное государственное учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Другим постановлением Губернатора утверждено положение об Учреждении юстиции, согласно которому его задачами стали государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества на территории Омской области, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организация бессрочного хранения данного информационного ресурса. В этом же году, 17 сентября, приказом Минюста России начальником Учреждения юстиции – главным государственным регистратором прав Омской области был назначен Михайлюта Александр Павлович, который бессменно находился на этой должности до 31 декабря 2004 года – дня, который стал последним для омской регистрационной службы, действовавшей в формате Учреждения юстиции.
Обращу внимание на такой момент: учреждение создавалось постановлением Губернатора Омской области, но функционально находилось в сфере ведения Минюста России. Именно по этой причине первые шесть с небольшим лет люди ходили именно «в юстицию».
Также замечу, что эти годы были самым сложным этапом развития системы государственной регистрации прав, временем испытаний, серьезной и напряженной работы. Решались вопросы подбора квалифицированных кадров, подготовки государственных регистраторов, создания материально-технической базы, организации процесса государственной регистрации и взаимодействия с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными, судебными органами, иными организациями, связанными с вопросами оформления прав на недвижимость. Кроме того, Учреждение юстиции столкнулось с такими проблемами как отсутствие правоприменительной и судебной практики, методического материала по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В процессе становления, несмотря на все трудности, Учреждение заслужило уважение и признание со стороны государственных органов и иных учреждений и организаций. Созданная в Омской области система государственной регистрации прав на недвижимое имущество показала свою ценность не только в вопросах соблюдения прав и законных интересов участников соответствующих правоотношений, но также имела большое значение для развития рынка недвижимости и экономики в нашем регионе.
Корр. И вот сложный этап становления завершен, а люди продолжали ходить «в юстицию».
–И это следует объяснить результатом реорганизации территориальных органов и учреждений Минюста, происходившей в 2004 году. Тогда были упразднены Главное управление Минюста России по Омской области, Учреждение юстиции, о котором вели речь, при этом образовано Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, которое являлось территориальным органом Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), действовавшей в сфере Минюста России. Слово «юстиция» в название новой службы не было включено, однако принадлежность её Минюсту сохранилась. Не случайно, наряду с основной задачей – государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним – службе были поставлены и новые, ранее находившиеся в сфере территориальных органов Минюста, задачи: контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния, государственная регистрация некоммерческих организаций (общественных и религиозных объединений), а также контроль и надзор за их деятельностью, контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков. Новая служба в Омском регионе приступила к своей деятельности с 1 января 2005 года, её руководителем стал государственный советник юстиции Российской Федерации второго класса Будылка Валерий Михайлович, ранее возглавлявший территориальный орган Минюста России.
Корр. Многие вспоминают толпящихся людей у здания на Орджоникидзе, 56. Кто-то ночевал в машине, припаркованной у здания, чтобы стать первым в списке самоорганизованной очереди, кто-то подъезжал к 6 утра, чтобы оказаться в её голове, а не в хвосте…
–Этот период был характерен тем, что Главное управление, переименованное затем в Управление, занималось именно вопросом рассредоточения огромной очереди по городским округам с тем, чтобы у омичей было меньше проблем с подачей документов на регистрацию прав, получением документов после регистрации, чтобы офис приема-выдачи документов находился в районе проживания человека, был ближе к его дому, чтобы в нем были комфортные для заявителей условия. Нужно было решать вопросы по помещениям, взаимодействовать с мэрией Омска, Правительством Омской области. И офисы открывались. На Левом берегу Иртыша, в Нефтяниках, в Ленинском и Октябрьском округах города, а в Центральном округе уже был наш головной офис – по ул. Орджоникидзе. Ставилась задача, чтобы человек в очереди, согласно регламенту, находился не более 30 минут. И этот показатель был достигнут, что напрямую влияло на качество регистрационной деятельности Управления – по основным показателям оно занимало ведущие места в системе Росрегистрации. Этому способствовали сплоченность коллектива, направленная на решение задач государственной службы, его укрепление новыми профессиональными кадрами.
Корр. А потом служба стала Росреестром, а люди по-прежнему шли «в юстицию»…
–Они ведь 10 лет ходили «в юстицию» и далее в обиходе продолжали употреблять это емкое выражение, хотя в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года образовалась новая структура – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр), находящаяся уже в другом секторе отношений – в сфере деятельности Министерства экономического развития России. Наше Управление является территориальным органом Росреестра, который я возглавляю с 19 марта 2010 года. И скажу, основываясь на своем опыте, что люди уже твердо знают куда обращаться – они идут в МФЦ, то есть в офисы многофункционального центра, в которых сдают документы именно в Росреестр. А когда они хотят обратиться в Росреестр напрямую, направляют документы в Управление Росреестра по Омской области по почте или электронным способом – через сайт Росреестра в Интернете или через Единый портал государственных услуг, на котором также можно получить государственные услуги Росреестра.
Корр. Насколько разнообразна деятельность регистрационной службы, которая реализуется в Омском регионе сегодня?
–Во-первых, ряд функций вернулся во вновь созданное территориальное Управление Минюста, а Управлению Росреестра добавлены функции по кадастровому учету недвижимости, оказанию государственных услуг в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также – в сфере ведения землеустройства, государственного мониторинга земель. Управление выполняет функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков и арбитражных управляющих. И все же главной задачей Управления была и остается государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Потому что в этом направлении мы работаем на людей самых различных трудовых профессий, составляющих большинство населения и имеющих в собственности не так уж много объектов недвижимости: квартиру, земельный участок с дачным домиком, у кого-то есть гараж. Мы стремимся создать для них такие условия, чтобы процесс постановки на кадастровый учет объектов недвижимости и оформления прав на них был максимально упрощен, а предоставление государственных услуг в сфере недвижимости было максимально качественным и осуществлялось в более короткие сроки.
Корр. И что-то уже сделано?
–Уже сегодня омичи не собирают справки для регистрации прав в различных инстанциях. За них это делает государственный регистратор по СМЭВ – системе межведомственного электронного взаимодействия.
Уже сегодня можно реализовать экстерриториальный принцип – зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, находящийся в другом регионе России, без поездки в этот регион. Достаточно обратиться в филиал кадастровой палаты, являющийся в Омске единственным пунктом приема заявлений на осуществление таких регистрационных действий.
Уже сегодня можно подать заявление на регистрацию права в электронном виде, не выходя из дома или офиса, и уже через несколько дней получить выписку из ЕГРН о зарегистрированном праве. Для того чтобы как можно большее число людей воспользовалось таким способом регистрации права, мы создали «Школу электронных услуг Росреестра» – для обучения умениям и навыкам подачи документов в электронном виде на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет объектов недвижимости, получение сведений из ЕГРН. Эта школа действует, и число обучающихся в ней становится все больше.
Опубликовано в областной газете «Омская правда» от 09.05.2018 г.
В ОМСКЕ ОРГАНИЗОВАНА И РАБОТАЕТ «ШКОЛА
ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ РОСРЕЕСТРА»
Управление Росреестра по Омской области в рамках популяризации электронных услуг приглашает всех заинтересованных лиц на занятия в «Школу электронных услуг Росреестра».
Занятия в Школе будут интересны и полезны всем участникам оборота недвижимости: органам государственной власти, органам местного самоуправления, риэлторам, застройщикам, юридическим и физическим лицам. Школа электронных услуг призвана помочь всем желающим разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.
В ходе занятий специалисты ведомства на доступных примерах продемонстрируют насколько удобно, быстро, просто, без затрат и сомнений в законности сделок можно использовать электронные услуги Росреестра, например: поставить объект недвижимости на кадастровый учет, зарегистрировать права на него или получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости. Слушателям Школы расскажут о возможностях различных электронных сервисов Росреестра, в том числе о возможностях и преимуществах электронного сервиса «Личный кабинет правообладателя».
Электронный способ подачи документов является весомой альтернативой представлению документов на бумаге в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), поскольку отпадает необходимость их посещения и значительно сокращается время на получение государственных услуг Росреестра.
Занятия в «Школе электронных услуг Росреестра» проходят ежемесячно по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56. Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты 11syl@just.omsk.su .
График занятий в «Школе электронных услуг» на 2018 год:
25 апреля
30 мая
25 июля
29 августа
26 сентября
24 октября
28 ноября
19 декабря
В апреле в омский Росреестр поступило около 4 тысяч заявлений на регистрацию прав
в электронном виде
В минувшем апреле в Управление Росреестра по Омской области в электронном виде поступило 3837 заявлений на государственную регистрацию прав. Всего с начала года представлено более 12,5 тысячи электронных заявлений, что составляет порядка 13 процентов от общего количества заявлений, представленных в ведомство на государственную регистрацию прав.
Указанные цифры свидетельствуют о растущей популярности электронного способа подачи заявлений у жителей Омской области и о доступности электронных услуг Росреестра, популяризация и развитие которых является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра.
Ознакомиться с информацией об электронных услугах и сервисах Росреестра и получить услуги в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра по адресу www.rosreestr.ru
Для удобства пользователей на официальном сайте Росреестра создан и функционирует электронный сервис «Личный кабинет правообладателя», с помощью которого можно не только подать заявления в электронной форме на получение основных государственных услуг Росреестра, в том числе на государственную регистрацию прав, а также получить актуальную информацию о своем недвижимом имуществе, причем расположенном не только в Омской области, но и на территории всей страны.
Напоминаем, что в Управлении Росреестра по Омской области на постоянной основе функционирует Школа электронных услуг Росреестра, слушателями которой могут стать все желающие разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.
Занятия в «Школе электронных услуг Росреестра» проходят ежемесячно по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56. Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты 11syl@just.omsk.su . Следующее занятие состоится 30 мая 2018 года.
Юлия Швецова, заместитель начальника отдела
государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра
по Омской области, государственный регистратор.
Особенности «лесной амнистии»
Закон о «лесной амнистии» (№ 280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») вступил в силу 11 августа 2017 года. Он касается сотен тысяч граждан, чьи дома и садовые, дачные участки захватывают лесной массив или полностью находятся в границах лесного фонда.
До недавних пор такое приятное соседство приносило дачникам одни неприятности и головную боль. Их недвижимость либо не регистрировалась или, будучи зарегистрированной, находилась под угрозой – ее могли отнять. При этом права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.
Вот, например, типичный случай такого обстоятельства. Гражданин получил земельный участок в границах населённого пункта, оформил его в собственность, получил необходимые разрешения на строительство жилого дома и иных построек, отстроился, ввёл объекты строительства в эксплуатацию, поставил их на кадастровый учёт и зарегистрировал права на них в Росреестре. И стал поживать… Да недолго, так как получил иск от комитета лесного хозяйства субъекта РФ о том, что земельный участок, согласно данным Государственного лесного реестра, принадлежит Российской Федерации. В итоге вышло, что по одним документам его участок относится к землям лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация, а по другим – является его частной собственностью, и он – его добросовестный приобретатель.
И людей, которые попали в такую тяжёлую ситуацию, достаточно много. Они, обладая всеми необходимыми документами, свидетельствами на собственность и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), вдруг обнаружили, что их объекты недвижимости одновременно находятся и в лесном фонде. Более того, на них стали подавать в суд. И целый ряд судебных решений уже реализован, и люди согласно этим решениям лишились своей собственности. Решения по таким делам выносились в пользу органа государственной власти, то есть в пользу государства.
Назрели две проблемы: одна – коснулась устранения противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в Государственном лесном реестре и ЕГРН, другая – заявила о защите прав граждан и юридических лиц, которые были добросовестными приобретателями таких объектов недвижимости.
По данным, представленным Росреестром, только по официальной статистике на территории Российской Федерации насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда. С учетом того, что большинство лесных участков не имеет точно установленных границ, и у половины иных участков также нет точных границ, то число «скрытых» пересечений по расчетам специалистов может достигать 2 миллионов. По данным Рослесхоза площадь территорий, категория которых не определена из-за пересечения границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к другим категориям, составляет около 1.7 миллиона гектар.
Государство решилось исправить ситуацию.
Закон о «лесной амнистии» призван изменить порядок определения границ земельных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, и устранить взаимоисключающие сведения в Государственном лесном реестре и ЕГРН. Причем, сведения ЕГРН в свете закона имеют приоритет перед сведениями Государственного лесного реестра.
Статьёй 5 Закона о «лесной амнистии» внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ). Изложенная в новой редакции статья 14 Закона № 172-ФЗ представляет особый интерес в деле о «лесной амнистии», особенно её часть 3. Если коротко, то теперь приоритет в споре с лесными участками будут иметь сведения, которые внесены в ЕГРН либо указаны в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правила настоящей части применяются в случае:
– если на земельный участок или объект недвижимости, расположенный на земельном участке, права возникли до 1 января 2016 года;
– если земельный участок отнесен к землям лесного фонда, но до 1 августа 2008 года предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, для строительства и (или) эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства.
Общие положения закона о «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН не применяются к земельным участкам в ряде случаев, указанных в части 6 статьи 14 Закона №172-ФЗ. Это:
1) земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Закон о «лесной амнистии» принят в защиту собственников, чьи личные земельные участки пересекаются с лесными. Иными словами, если границы земельного участка, предоставленного гражданину, пересекают границы лесного участка, орган регистрации прав в силу прямого указания закона вправе самостоятельно устранить такое пересечение в пользу собственника земельного участка. Границы лесного участка в данном случае подлежат исправлению с учетом местоположения границ земельного участка.
Положениями Закона о «лесной амнистии» воспользовались немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в текущем году. По состоянию на 01 марта 2018 года в Омской области воспользоваться «лесной амнистией» смогли собственники 23 земельных участков. В результате установления местоположения границ земельных участков, предоставленных гражданам, из государственного лесного реестра исключены сведения более чем о 4.7 гектара земель лесного фонда.
Закон о «лесной амнистии» призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находится в лесу. Примеры неудачных попыток собственников зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. Обратим внимание на процессуальные моменты защиты прав, которые предусмотрены данным законом. Им вводятся специальные нормы о судебной защите прав граждан. Так, согласно ч. 5 ст. 10 закона судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того, что они находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона «о лесной амнистии», вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона о «лесной амнистии»). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу Закона о «лесной амнистии» (п. 5 ст. 10 данного Закона).
При наличии неотмененного и не пересмотренного (т.е. вступившего в законную силу и общеобязательного) судебного акта, в соответствии с которым право гражданина на лесной участок было прекращено, гражданин получает «экстремальное» право на подачу нового иска в отношении этого же права с возможностью получения нового, противоположного по своему содержанию судебного решения.
Право на иск существует без ограничения глубины срока вынесения первоначального решения о прекращении права. Возникает вопрос: почему право на подачу данного иска ограничено одним годом? Можно предположить, что это отражение «чрезвычайного» характера «лесной амнистии», которая не может быть вечной.
До настоящего времени накопилось немало случаев выявления противоречий в сведениях ЕГРН и Государственного лесного реестра, которые неизбежно вели к отказам в кадастровом учете и регистрации прав на земельные участки.
Некоторые вопросы и после принятия закона «о лесной амнистии» пока остаются нерешенными. Так, например, существенный объем территорий лесов в стране не поставлен на кадастровый учет, а это означает, что количество противоречий между сведениями ЕГРН и Государственным лесным реестром будет только нарастать по мере постановки этих лесов на кадастровый учет.
Возникают проблемы в процессах согласования границ населенных пунктов, которые лежат в плоскости конфликтов градостроительных, лесных и кадастровых отношений. Экспертному сообществу необходимо понять, не приведет ли реализация «лесной амнистии» к утере территорий лесов, особенно ценных пород деревьев, которые имеют важное значение для экономики.
Вызывают вопросы и постоянно возникающие пересечения градостроительных, кадастровых и лесных отношений при включении в границы населенного пункта не только тех земельных участков, которые имеют разное целевое назначение в ЕГРН и Государственном лесном реестре, но и прилегающих участков для того, чтобы подвести коммуникации и построить дороги.
Тем не менее, важно отметить, что положения Закона о «лесной амнистии», прежде всего, направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время, они предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством. Это уже сегодня позволяет исключать возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.
Елена Кобец, заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор
Внимание! Предупредим
пожары в Омской области!
В целях предупреждения возникновения пожароопасных ситуаций Управление Росреестра по Омской области информирует о недопустимости выжигания сухой травянистой растительности, стерни, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Охрана лесов и полей от пожаров – забота каждого из нас.
Чаще всего лесные пожары возникают:
· по вине людей, которые не уделяют должного внимания профилактике и безопасности в местах отдыха и туризма;
· при сжигании мусора на дачах, садовых участках, на опушках леса;
· от сельскохозяйственных палов.
Управление Росреестра по Омской области напоминает о мерах предосторожности и о порядке действий, которые необходимо предпринять во избежание пожароопасных ситуаций.
Несколько правил, которые помогут правильно вести себя в весенне-летний период на территории полей и лесов:
1. Никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу.
2. Никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике. Прежде всего, убедитесь, что кострище располагается на минеральной почве (песке или глине).
3. Хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились, то залейте еще раз. Заранее подготовьте воду для заливания костра.
4. Никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями: петардами, бенгальскими огнями, свечами(допустимо использовать только в зимний период).
5. Не заезжайте в лес на автомобилях и мотоциклах. Искры могут вызвать пожар, особенно в лесу с лишайниковым покровом.
6. Постарайтесь следовать мерам профилактики и не допускать возникновения пожара.
Перечень земельных участков и земель, потенциально входящих в зону неконтролируемого выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса на территории Омской области и муниципальных районов:
· Большеуковский
· Горьковский
· Калачинский
· Кормиловский
· Муромцевский
· Нововаршавский
· Одесский
· Оконешниковский
· Омский
· Полтавский
· Саргатский
· Таврический
· Тевризский
· Тюкалинский
· Щербакульский
Жителям данных районов стоит проявить особую бдительность и в случае обнаружения возгорания незамедлительно сообщить в службу спасения по телефону «01» (с мобильного «112»).
|