Популярность электронной регистрации прав растет
С начала 2017 года в Управление Росреестра по Омской области поступило более 2000 заявлений на регистрацию в электронной форме через портал Росреестра. При этом только в апреле 2017 года поступило около 900 заявлений, что существенно превышает количество заявлений, поступивших в 1 квартале текущего года.
Названные цифры свидетельствуют о востребованности указанной электронной услуги Росреестра у заявителей и ее растущей популярности.
Согласно статистике за 1 квартал 2017 года 73,4 процента заявлений представлено физическими лицами, 14,2 процента – органами государственной власти и органами местного самоуправления, 10,8 процента – нотариусами, и 1,6 процента – юридическими лицами.
Одна из причин роста электронных обращений – это взаимодействие Росреестра со Сбербанком России, в результате которого граждане, оформляющие ипотеку, получили возможность подавать заявление на регистрацию права собственности в электронном виде в центре ипотечного кредитования Сбербанка России в Омске без посещения офисов приема документов.
Также Законом сокращен срок регистрации до одного рабочего дня, следующего за днем приема документов, если от имени заявителей заявления на регистрацию в электронном виде подают нотариусы. Это тоже привлекает граждан.
Кроме того, одним из преимуществ электронной регистрации для граждан является пониженный на 30 процентов размер государственной пошлины за регистрацию прав.
Юлия Швецова, заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области,
государственный регистратор.
Приоритет данных Единого государственного реестра прави государственного кадастра недвижимости при осуществлении учетно-регистрационных действий
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который объединил кадастровый учёт объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на них в одну систему учёта и регистрации.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним действовал на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и содержал информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Сведения о технических характеристиках объекта недвижимости и его «привязке» к земельному участку хранились в государственном кадастре недвижимости. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляла Федеральная кадастровая палата, действующая в сфере Росреестра. Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) содержит сведения из информационных ресурсов, действовавших до 1 января 2017 года: государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, в ЕГРН представлены реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений (реестр прав на недвижимость).
Перед внесением в Федеральную государственную информационную систему ЕГРН сведений об объектах недвижимости характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре прав и государственном кадастре недвижимости, проверяются на полное совпадение.
Несмотря на проводимую Росреестром работу по верификации и гармонизации, привести к единообразию все сведения об основных характеристиках объектов недвижимости в указанных информационных ресурсах не всегда представлялось возможным. Так, одной из основных причин несоответствия сведений об основных характеристиках объектов недвижимого имущества, содержащихся в ЕГРП и ГКН, стали произведенные собственниками объектов капитального строительства реконструкции, перепланировки, смены назначения объекта, неоформленные в свое время в установленном законом порядке.
Порядок постановки уже учтенной недвижимости на кадастровый учет определялся статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в соответствии с ней государственный и технический учет, осуществленный до 1 января 2013 года, является подлинным, и такое имущество считается учтенным. При этом и недвижимость, учет которой не проводился, но права оформлены, также числится учтенной.
На территории Омской области в рамках исполнения государственного контракта от 07.12.2011 № 165-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (III этап)» органами технической инвентаризации были переданы в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской сведения (копии технической документации) об объектах, ранее прошедших государственный и технический учет. На основании этих документов в государственный кадастр недвижимости была внесена информация об основных характеристиках объектов капитального строительства (площадь, наименование, назначение, вид объекта недвижимости, его этажность, адресные характеристики и т.д.). Таким образом, в государственный кадастр недвижимости были внесены основные характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в органах технической инвентаризации, а также сведения об изменении той или иной характеристики объекта капитального строительства, неоформленной в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 179 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" в случае несовпадения сведений Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения о таком объекте недвижимости включаются в раздел Единого государственного реестра недвижимости, открываемый на соответствующий объект недвижимости, по следующим правилам:
1) в отношении земельных участков:
–сведения о характеристиках объекта, включая всю историю их изменения, – из государственного кадастра недвижимости;
–сведения о правах, ограничениях (обременениях) прав, сделках с таким объектом – из Единого государственного реестра прав;
–записи Единого государственного реестра прав о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права со статусом "актуальная" соответствуют сведениям о тех характеристиках объекта недвижимости из государственного кадастра недвижимости, сведения о которых также содержатся в Едином государственном реестре прав в отношении объекта недвижимости, право (ограничение (обременение) права) на который зарегистрировано. В указанном случае таким сведениям государственного кадастра недвижимости присваивается статус "актуальные";
–сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в Единый государственный реестр прав не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные";
2) в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства:
–сведения о характеристиках объекта недвижимости, включая всю историю их изменения (при наличии), – из государственного кадастра недвижимости;
–сведения об изменении характеристик объекта недвижимости (при наличии) – из Единого государственного реестра прав;
–сведения о правах, ограничениях (обременениях) права, сделках с объектом недвижимости – из Единого государственного реестра прав;
–записи ЕГРН о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права со статусом "актуальная" соответствуют сведения о тех характеристиках объекта недвижимости из государственного кадастра недвижимости, сведения о которых также содержатся в Едином государственном реестре прав в отношении объекта недвижимости, право (ограничение (обременение) права) на который зарегистрировано. В указанном случае таким сведениям государственного кадастра недвижимости присваивается статус "актуальные";
–сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в Единый государственный реестр прав не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".
В отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых в ЕГРН имеют статус "актуальные незасвидетельствованные", проведение государственной регистрации может быть приостановлено по основанию, установленному в пункте 49 части 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если, в частности, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН).
Оксана Руденко, начальник отдела повышения
качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Омской области.
Землеустройство в Омской области и целевые показатели «Дорожной карты»
Территория Омской области простирается почти на тысячу километров вдоль левого и правого берегов реки Иртыш. И в силу этого наблюдается большое разнообразие климатических, почвенных, гидрологических и других природных факторов, изменяющихся при движении с юга от сухих степей Казахстана до Сибирской тайги на севере.
Общая площадь земель Омской области на сегодняшний день составляет 14114 тыс. га. Половину территории Омской области занято землями сельскохозяйственного назначения (7756 тыс. га). Второе место по площади области занимают земли лесного фонда (5738 тыс. га).
Учитывая, что большую часть территории области составляют земли сельскохозяйственного назначения, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции, изучение состояния земель, то есть проведение землеустройства, имеет важное значение.
Земельным кодексом Российской Федерации (статья 68) определено, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 78 от 18.06.2001 «О землеустройстве» изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии. Указанная информация используется при разработке и принятии соответствующих решений по совершенствованию земельных отношений и установлению платежей за землю, разработки землеустроительных схем и проектов, в том числе связанных с оборотом земельных участков, ведением учета и мониторинга земель, государственной регистрацией прав на землю. Периодичность обновления землеустроительной документации, полученной в результате проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, устанавливается, исходя из целей ее использования, старения информации, необходимости в ее обновлении федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по землеустройству, при утверждении технических условий и требований к проведению указанных работ.
Законом о землеустройстве установлены и объекты землеустройства – это территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных зон.
Результаты всех видов проведенных работ по землеустройству в Омской области за последние десятилетия хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
На территории Омской области функции по ведению фонда данных с мая 2010 года осуществляются Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление).
Фонд данных Управления насчитывает около 200 тысяч единиц хранения. В Фонде данных содержится информация:
– о внутрихозяйственном землеустройстве;
– о состоянии и использовании земель на территории Омской области, включающая в себя материалы почвенных обследований и материалы инвентаризации земель;
– об анализе и прогнозе состояния использования земель.
Значительная часть материалов фонда создана в 70 – 90 годы прошлого столетия (материалы по внутрихозяйственному землеустройству и сведения о состоянии и использовании земель). На сегодняшний день документы, которыми располагает Управление, не позволяют судить о современном состоянии земель ввиду давности исследований (за последние годы в нашем регионе работы по изучению состояния и использования земель, в частности, почвенные, геоботанические и другие специальные обследования практически не проводятся).
В обновлении нуждается более 80 процентов материалов ГФДЗ.
На протяжении нескольких лет в Омской области основным видом землеустроительных работ является описание местоположений границ территориальных зон и населенных пунктов. Основная цель проведения таких работ – внесение сведений о границах в единый государственный реестр недвижимости.
С сожалением приходится констатировать, что в настоящий момент редкий населенный пункт Омской области обладает четко установленными и описанными границами. Так, например, по состоянию на 1 января 2017 года в ЕГРН содержатся сведения о границах 97 (из 1504-х) населенных пунктов и двух муниципальных образований (из 424-х) Омской области. Отсутствует координатное описание и административного центра Омской области – г. Омска. Это создает колоссальные неудобства органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, администрирования земельного налога и пр.
Для более эффективного управления земельными ресурсами Омской области с ее разнообразными природно-хозяйственными условиями, а также в целях разработки комплекса почвозащитных мероприятий, мероприятий по экономическому стимулированию собственников и пользователей в рациональном использовании и охране земель крайне необходимы пространственно обобщенные, систематизированные и сопоставимые данные.
Также сегодня остро стоит задача по организации и проведению землеустроительных работ в отношении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований и границ населенных пунктов. Исполнение этих работ напрямую связано с достижением целевых показателей дорожной карты по внедрению в Омской области целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества».
Наталья Жданова,
главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии
Управления Росреестра по Омской области.
Осуществление проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Общий порядок проведения проверок государственными надзорными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также права и ответственность как со стороны представителей государственного контроля, так и со стороны юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка, установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее – проверяющими органами) ежегодных планов в соответствии с полномочиями названных органов.
Утвержденный руководителем такого органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети Интернет.
Кроме того, прокуратуры субъектов Российской Федерации формируют сегмент сводного плана указанных проверок по соответствующему субъекту Федерации и размещают его на своем сайте, а Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и в срок до 31 декабря текущего календарного года размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Таким образом, чтобы узнать включено ли конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проверок достаточно зайти на сайт контролирующего органа, сайт прокуратуры субъекта федерации или сайт Генеральной прокуратуры.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
-окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
-начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановая проверка в отношении одного лица проводится не чаще чем один раз в три года.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки являются:
-истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
-поступление в органы государственного (муниципального) контроля обращений и заявлений (за исключением анонимных) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления (проверка проводится после согласования с органами прокуратуры);
-приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного (муниципального) контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
С 01.07.2015 сведения о проведении плановых и внеплановых проверок, проводящихся в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, должны включаться контрольно-надзорными органами в единый реестр проверок. Порядок формирования и ведения единого реестра проверок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415. Информация единого реестра проверок общедоступна и находится на специализированном сайте в сети Интернет.
В зависимости от предмета и места проведения делятся на документарные и выездные. Как документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения и плановых, и внеплановых проверок.
Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа. Проверяющий орган не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка может быть проведена только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении проверяющего органа документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
-оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка в силу статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ не может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа.
После завершения проверки должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются составленные в ходе проверки протоколы, объяснения лица, в отношении которого проведена проверка, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ орган государственного надзора в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием), повлекшими невозможность проведение проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора) в течении трех месяцев со дня составления такого акта вправе принять решение о проведении в отношении таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления.
В отношении оформления результатов проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения которой установлено требование о ее согласовании с органами прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной типовой форме. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Также следует отметить, что, несмотря на доступность информации о запланированных проверках, представители юридически лиц и индивидуальные предприниматели нередко пытаются уклониться от их проведения. Вместе с тем, статьей 25 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения закона.
С 2016 года вступили в силу изменения законодательства в части проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 стати 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.
Указанный запрет на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства распространяется, в том числе на проверки, проводимые в сфере использования и охраны земель. На лиц, не подпадающих под критерии субъектов малого предпринимательства, указанный запрет не распространяется.
В связи с установленным запретом на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства прокуратурой исключено из плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год 78 проверок из 308.
Так, в 2016 году государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Омской области в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 464 проверки соблюдения требований земельного законодательства, из них 353 выездных и 111 документарных, выявлено 189 нарушений земельного законодательства. К административной ответственности привлечено 99 нарушителей земельного законодательства на общую сумму штрафов 5 миллионов 313 тысяч рублей.
По итогам 2016 года прослеживается тенденция увеличения количества выявленных нарушений земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует об эффективности применения норм Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении функций государственного земельного надзора.
Анастасия Исланова,
специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Омской области.
|