Светлана Трутаева,
председатель комитета по образованию:
«Сегодня мы создаем мир,
в котором будем жить завтра»
Сегодня педагоги района на своем традиционном августовском совещании обсуждают «Стратегию воспитания в Российской Федерации» - главный документ, который будет определять деятельность образовательных учреждений на ближайшие 10 лет. А накануне мы поговорили об этом с председателем комитета по образованию Крутинского муници-пального района С.Ю. Трутаевой.
- Светлана Юрьевна, как Вы думаете, почему этот документ вообще возник?
- Очевидно, что преобразования последних десятилетий в государстве и обществе в значительной мере ослабили внимание к ценностным ориентирам в детской, подростковой и молодежной среде. Негативные тенденции, которые мы не можем не заметить, свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, родительской общестственности, социальных партнеров в решении задач воспитания.
Уважаемые педагоги, ветераны педагогического труда, учащиеся и родители, примите искренние поздравления с Днем Знаний и началом нового учебного года! Желаем вам в наступающем учебном году успехов, стремления внедрять новые технологии и приемы. Пусть каждый урок будет подобен путешествию в неведомый ранее мир, пусть вам открываются новые горизонты. Пусть всегда находится возможность для творчества и развития, а признание вашего труда приходит вовремя. И пусть в коллективе царят поддержка и взаимопонимание.
Комитет по образованию, профсоюз образования
|
- Насколько я понимаю, эту цель преследуют и новые государственные образовательные стандарты?
- На самом деле, введение ФГОС коренным образом изменило отношение к содержанию воспитания и обучения в современной школе. Мир стал другим, сегодня главным в воспитательной программе педагога становится каждый ребенок с его индивидуальными возможностями. А школа остается главным местом перемен, основная задача которых – обеспечить достижение нашими школьниками качественно новых результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть готовым к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. В том числе и во внеурочной деятельности.
В настоящее время большие ожидания государства связаны с результативностью и эффективностью работы системы образования, воспитанием гражданина-патриота, активно и ответственно участвующего в жизни государства и общества, разделяющего российские традиционные духовные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины.
- Есть ли какие-то свои ориентиры у сельской школы?
- Сельской школе отводится особое место в социальной жизни местного сообщества, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землей. На мой взгляд, пришло время ставить вопрос о возрождении традиций общественно-полезного труда школьников. В связи с этим в прошедшем учебном году был разработан муниципальный проект «Агро-Крут!», который нацелен на увеличение доли сельскохозяйственных работ в общей производственной практике учащихся, проведение экспериментальных и опытнических видов деятельности. Для этого все школы района имеют стартовый потенциал: пришкольные участки, теплицы, в некоторых есть трактора.
Проект предполагает изменение содержания образования: в учебные программы планируется введение аграрного компонента для 100 процентов обучающихся и предпрофильного обучения по агротехнологическому направлению в 8-9 классах.
- Это что касается трудового воспитания. Стратегия предусматривает и новые подходы к патриотическому, духовно-нравственному воспитанию…
- В нашем районе работа по этим направлениям всегда велась и ведется целенаправленно и систематически. К примеру, в 2014-2015 учебном году деятельность системы воспитания комитета по образованию была сконцентрирована на главном событии года – достойной встрече 70-летия Великой Победы. Этот год был насыщен множеством всероссийских, региональных и муниципальных мероприятий, в которых мы одержали десятки, если не сотни, ярких побед. Но даже не это главное. Главное, что все эти мероприятия пробудили в душах ребят самые лучшие чувства: гордость, патриотизм, гражданственность.
Центрами патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях стали музеи в школах и музейные комнаты в детских садах, созданные при непосредственном участии и постоянном контроле главы. Василий Николаевич лично побывал в каждом музее, пообщался с педагогами и учениками, узнал, чем может помочь. В настоящее время на базе школ работает 12 музеев, более 30 кружков, секций, клубов, гостиных патриотической направленности, 3 кадетских класса, планируется открытие классов ВДВ.
Духовным наследием любого народа является литература. 2015-ый объявлен в России Годом литературы. Итогом деятельности в данном направлении стали участие, победы в научно-исследовательской конференции «Говорящие святыни», областном конкурсе «Славянская буквица», областном конкурсе сочинений «Великий язык великой нации» и так далее.
В общеобразовательных учреждениях района выстроена целая система работы по экологическому воспитанию.
Большое внимание со стороны комитета по образованию уделяется созданию благоприятных условий по поддержке и развитию детского общественного движения, организующим и методическим центром которого является МБОУ ДОД «Крутинский районный дом детского творчества». На счету детских объединений тоже немало побед. Детское объединение Оглухинской школы «Феникс» стало победителем областного фестиваля «Россия начинается с тебя», второй год подряд ученики Крутинской школы №2 становятся победителями областного конкурса школьных лесничеств, детская газета «Новый формат» - победитель Всероссийского конкурса СМИ «Патриоты России». И список наших побед можно продолжать бесконечно.
- И этому, безусловно, способствует создание в школах района современных, комфортных условий…
- Особое внимание в течение учебного года и летом 2015-го уделялось развитию школьной инфраструктуры, обеспечению требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся. Не могу не сказать о том, что комфорт в каждой школе, в каждом детском саду – это предмет особой заботы главы района В.Н. Киселёва. И это нас тоже ко многому обязывает.
Сегодня мы создаем мир, в котором будем жить завтра. Работа ведется, результаты есть. Но воспитание – процесс непрерывный, и мы должны идти далее достигнутого. Этого от нас ждет общество, этого ждут наши дети.
Записала Любовь Втюрина
Память будущего
Неделей раньше педагоги собрались в Крутинской школе №2, чтобы обсудить эти же вопросы на диалоговых площадках.
В качестве экспертов здесь присутствовали представители министерства образования региона и института развития образования. В качестве социальных партнеров пригласили специалистов управления сельского хозяйства, центра занятости населения, межпоселенческой библиотеки, районного музея, журналистов «СТ».
На самом деле, воспитание детей – общая забота.
Модераторы Г.А. Тахтова, Т.М. Потёмкина и С.А. Даренская старались поддерживать на площадках именно диалог, как самый конструктивный способ общения. Хотя, разве можно было оставаться равнодушным, когда речь шла о самом важном – о гражданско-патриотическом, духовно-нравственном и трудовом воспитании наших детей. В конечном итоге о том, какими они вырастут, сохранят ли память о прошлом, без которого невозможно будущее. Участники диалога делились опытом, предлагали новые формы и методы работы, строили планы.
- Меня поразило какое-то запредельное погружение педагогов и социальных партнеров школы в проблемы воспитания, - сказал, подводя итоги, П.Н. Завируха, представитель министерства образования - с таким потенциалом вы можете многое.
На снимках: диалог всегда конструктивнее монолога; школа и церковь готовы к сотрудничеству; детское приложение к «СТ» «Новый формат» вызвало особый интерес у участников диалога
|