Уроки словесности
Храм литературы
Дорогу к нему подскажет
школьный учитель
2015 – й объявлен в России годом литературы. Соответствующий Указ подписал Владимир Путин. Выступая на церемонии вручения Государственных премий в День России, Владимир Владимирович подчеркнул, что этот проект должен стать ярким и объединяющим общество.
В планах Года литературы – масштабные мероприятия: «Литературная карта России», «Библионочь-2015», «Книги в больницы», «Лето с книгой» и так далее, которые призваны повысить интерес российских граждан к литературе и чтению.
Больше всего это обстоятельство радует библиотекарей, работников культуры и искусства, школьных учителей.
- Я с восторгом отнеслась к тому, что 2015-й год в России пройдет под знаком литературы, - говорит учитель русского языка и литературы Шипуновской школы М.Д. Арсланова, - и вот почему. В обществе накопилось столько негатива, сместились нравственные ориентиры, трансформировались понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. А литература, на мой взгляд, тот единственный, хрупкий и ранимый, слой культуры, который обращен к нашему духовному миру, который формирует систему ценностей и дает ответы на все вопросы, когда-либо стоявшие перед человечеством. Своим ученикам я всегда говорю – все предметы школьной программы работают на интеллект и только на литературе трудится ваша душа.
Надо признать, что эта душа немножко очерствела. Поэтому и родилась идея, очень хочу в это верить, проведения Года литературы.
- А как вы отнеслись к идее возвращения итогового литературного сочинения?
- Нормально. Сейчас этот этап уже позади, и можно сказать, что все мои выпускники с задачей справились. Я довольна. Прежде всего тем, что литературное сочинение подтолкнуло одиннадцатиклассников к серьезному смысловому чтению. Например, рассуждая о чести и бесчестии, они приводили в пример искания князя Андрея. Значит, все-таки обращались к «Войне и миру». Но вообще-то , если честно, современных молодых людей я называю «кнопочниками», даже литературу изучающими с помощью современных гаджетов. Душа в этом процессе вряд ли задействована. Не в упрек, но они не понимают, как обкрадывают себя. Ощущение, когда ты погружаешься в волшебный мир настоящей книги, ни с чем не сравнить.
- Мария Дмитриевна, а свою первую книгу, которая запала в душу, вы помните?
- Это был сборник миниатюр «Сумка, полная сердец». Кстати, в библиотеку я тогда ходила с сумкой с дырочками, ее еще авоськой называли. Автора, к сожалению, не запомнила. Зато почти слово в слово помню миниатюру «Мохнатое сердце» - про дизертира, обреченного на одиночество и презрение. Были в той «сумке» и другие сердца – добрые, любящие. Я перечитывала эти рассказики множество раз, мама моя даже назвала книжку кухонной. Видимо, я и там с ней не расставалась. А потом были Александр Беляев и его «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия», Финимор Купер с его индейскими историями. А после для меня началась эра классической литературы. Я обожаю классику. Она мерило всех ценностей, она признана всем миром. Имея такую богатейшую культуру, таких предков, мы должны гордиться, что мы – русские. Эту мысль я стараюсь донести до своих учеников.
- С чем связан ваш профессиональный выбор?
- С учителем. Моим кумиром была учитель литературы Антонина Николаевна Калинник. Сейчас она печатается в нашей профессиональной газете «1 сентября». Читаю и горжусь. В вузе судьба свела меня еще с одним интереснейшим человеком – Бертой Сергеевной Дыхановой, доктором филологических наук. Она преподавала у нас русскую литературу 19 века и всегда с благоговением относилась к «его Величеству художественному тексту». А еще она говорила – учите наизусть «Евгения Онегина», тогда ваши ученики хотя бы его прочитают. Этому правилу я и стараюсь следовать. И еще у меня есть одно правило – любую книгу дочитывать до конца – интересно, не интересно. Другое дело, что к одним произведениям я обращаюсь постоянно, а другие остаются пылиться на полках.
- Как вы относитесь к современной литературе?
- Если вы об Устиновой или Донцовой – никак не отношусь. Мне просто жалко тратить время на такие, с позволения сказать, книги. Пелевина, Улицкую, Рубину можно почитать, но не в восторге. А своими современниками я считаю Белова, Распутина, Астафьева. Да и классика всегда остается современной.
- Дорога к литературе, как и дорога к храму, у каждого своя. Кто-то находит, кто-то нет. Как вы думаете, от чего или от кого это зависит?
- От учителя. Если повезет, дорога к храму литературы, я бы так выразилась, будет счастливой и короткой. Хотелось бы мне еще добавить – от родителей. Но это уже совсем идеальный вариант.
- Мария Дмитриевна, вы верите в силу слова, в том числе и печатного?
- Еще как верю. Классический пример – словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Мне кажется, это особенность русского национального характера – верить слову. Я, когда читаю, к примеру, какую-нибудь яркую публицистику, не просто верю, а сама готова взять оружие и идти защищать Отечество.
- Вначале было слово…
- Теперь главное, чтобы это слово, в первую очередь литературное, было услышано.
Хорошая новость
Книга от главы
Как мы уже сообщали, накануне нового года Крутинский район признан лучшим среди муниципальных образований Омской области и награжден правительственным грантом в сумме 194 тысячи рублей.
Глава района В.Н. Киселев принял решение передать эти средства Крутинской межпоселенческой библиотеке на оформление подписки на периодическую печать и пополнение книжного фонда.
- В Год литературы и для нас, и для читателей это бесценный подарок, - говорит заведующая отделом комплектования Л.В. Мосиенко. – Мы уже выписали газеты и журналы во все филиалы. Причем такие, которых читатели уже давно не видели – «Гео», «Физкультура и спорт», «Наш современник», «Веселый колобок» и так далее. В конце месяца поедем закупать литературу.
Так что через некоторое время - добро пожаловать за новинками.
Время открытий
Коуч научит
Итак, что же такое коучинг? Это средство содействия другому человеку в поиске его собственных решений. А коуч, соответственно, тот человек, которому это средство уже известно. С некоторых пор термин, который зародился в спорте, активно используется в образовании.
Объясняя мне значение этого английского слова, Любовь Викторовна Рахманова, заместитель директора Крутинской гимназии, руководитель коучинг-проекта «Стратегия смыслового чтения», приводит пример: рядом с лыжником – тренер. Он будет объяснять спортсмену, как добиться высоких результатов. Врач подскажет, как при этом не навредить здоровью, а коуч просто наденет лыжи и пойдет рядом. До конца дистанции.
В 2012 году, когда пятиклассники гимназии стали заниматься по стандартам нового поколения, их учителя и решили примерить эти самые «лыжи».
- Хоть всем известно, что владеющий информацией владеет всем миром, - говорит Любовь Викторовна, - нам этого показалось мало. Недостаточно получать информацию, нужно понимать ее и уметь использовать. Другими словами, стандарты второго поколения требуют от учителя научить детей самостоятельно добывать знания. Начали с формирования универсальных учебных действий (это показалось нам самым сложным), а для того, чтобы самим быть на высоте, решили участвовать в проектах, инициированных институтом развития образования. Выбрали «Стратегию смыслового чтения». Ни для кого не секрет, что современные дети читают поверхностно, у них так называемая слайдовая память. Наша же задача – научить их понимать текст, уметь его преобразовывать, воспринимать подтекст и так далее.
Педагоги Крутинской гимназии уже обобщили опыт работы за прошлый год и приняли участие в областном педагогическом марафоне и региональной ярмарке педагогических инноваций. Они проводят семинары, мастер-классы, открытые уроки и так далее. Школе присвоен статус региональной стажировочной площадки. То есть, гимназия может выдавать «коучируемым» (учителям других школ) документы, которые дают им право применять полученные знания, передавать их детям.
Инициативу гимназии оценила ректор института развития образования, куратор их коучинг-проекта Т.С. Горбунова.
- Году литературы мы посвящаем еще один интересный проект, который будет проходить в рамках нашей «Стратегии» - «Читаем вместе». Сейчас ученики 5-6 классов, уже имея определенные навыки, читают вместе с родителями «Остров сокровищ» - любимую книгу многих поколений подростков, - продолжает моя собеседница. – Мы очень надеемся, что они поймут, что читать можно по-разному.
Любовь Втюрина
|