Татьяна Александровна Горшкова, заведующая МБДОУ «Новокарасукский детский сад», готовится выступить на августовской конференции учителей. Она будет говорить о формах организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении.
- Мне есть, что сказать коллегам, - говорит Татьяна Александровна накануне, - я абсолютно убеждена, что родители наших детей – самые лучшие, самые отзывчивые в мире. На любые наши просьбы они откликаются не просто с готовностью, с радостью. У нас столько совместных проектов – огород, цветники, оформление групп – все это хранит тепло их рук. Сейчас мы осуществляем еще один проект, вымечтанный – «Подари детям сказку». На каждом участке в нашем саду поселятся персонажи любимых детских сказок. Кроме того, организуем праздники, конкурсы, проводим совместные занятия.
Точнее, проводили. По новым образовательным стандартам, по которым мы начнем работать 1 сентября, в дошкольном образовании такого понятия больше не существует. Мы будем проводить НОДы. Звучит непривычно, конечно, но ФГОС предполагает новый подход к образовательной и воспитательной работе.
НОД означает непосредственно образовательную деятельность. В чем принципиальная разница? Прежде всего в том, чтобы общение воспитателя и воспитанника происходило на равных. То есть, если мы раньше предлагали, а давайте сделаем то-то и то-то, то теперь должны поинтересоваться мнением, а как ты считаешь, а как ты думаешь?
Очень важен деятельностный подход к воспитанию ребенка. То есть умение применять на практике какие-то полученные знания. И этот момент тоже определен новым стандартом.
Если еще недавно задача детского сада заключалась в подготовке детей к школе, то теперь мы развиваем предпосылки к учебной деятельности, мотивацию. Говоря другим языком, не надо предлагать человеку пообедать, если можно дать ему удочку и научить ловить рыбу.
Новый стандарт, а все его положения мы внимательно изучили и обсудили на курсах повышения квалификации, предполагает и совместную деятельность с детьми в течение дня, и индивидуальную работу.
Очень надеемся, что у нас для этого будет больше возможностей. Кроме трех основных групп и одной кратковременного пребывания, у нас появится еще и мобильная группа. Это для нас совершенно новый опыт. Планируем работать с детьми 5-7 лет из близлежащих сел, которые как и школьники, будут «на подвозе». С родителями мы уже обговаривали, они обеими руками за эту идею. В конце концов, хоть в стандартах и четко прописаны направления нашей работы, мы видим свою задачу шире – а именно социальная адаптация детей в современном мире вообще. Такие требования предъявляет к нам и новый закон «Об образовании», впервые назвавший дошкольное образование частью общего образования в РФ, и сама жизнь.
Смайлик – за доброту
Денис Хайдуков, ученик Яманской школы, в прошлом году изучал «Основы религиозной культуры и светской этики». Говорит, что это был самый интересный предмет в четвертом классе. Настолько, что мальчик вместе со своим преподавателем Татьяной Михайловной Потемкиной занялся научно-исследовательской деятельностью, результатом которой стала работа «Устройство православного храма».
Как знать, если бы не этот предмет, откликнулась бы душа десятилетнего мальчишки, стала бы более открытой для общения, впитала бы понятия о добре и зле, чести и бесчестии, суетном и вечном. Все это, вместе взятое и называется духовно-нравственным воспитанием.
- Два года мы изучаем «Основы»,- говорит директор Яманской школы Т.Н. Шеслер, - этот курс разделен на 6 модулей. В позапрошлом году родители, а это делают именно они, выбрали для своих детей модуль «Основы мировых цивилизаций», в прошлом – «Основы православной культуры». И хоть среди учеников были и мусульмане, этот выбор оказался правильным. Мир сегодня стал жестоким. Это ни для кого не секрет. А главными качествами человека, и это записано еще в «Скрижалях», были и должны оставаться доброта, сострадание, терпение, уважение и так далее. Без всякого преувеличения могу сказать, что дети после таких уроков выходят с просветленными лицами. Если мы задели в их душах хоть какую-то струнку, это уже победа.
- На мой взгляд, очень удачно выбран возраст для изучения «Основ религиозной культуры и светской этики», - продолжает преподаватель, муниципальный тьютор Т.М. Потемкина, - в 10-11 лет душа ребенка еще очень пластична, она, как губка, впитывает то, что в нее вкладывают. А именно понятие о духовности и нравственности, что и предполагает новый предмет. Ни о какой религиозности речь не идет.
И тем не менее, детям очень интересного было побывать в Свято-Ильинском храме – такие экскурсии Татьяна Михайловна организовывала несколько раз, побеседовать с отцом Виктором. Но особенно они полюбили совместные уроки с родителями, общие праздники. Рождество 2014 года наверняка всем запомнилось. Вместо оценок учитель на этом уроке вручает ученикам смайлики. Самая большая гордость – получить семейный смайлик – в виде ладошки.
В течение учебного года яманские четвероклассники были участниками различных православных конкурсов. Но самую большую победу одержал учитель. Татьяна Михайловна заняла второе место в конкурсе «Православная культура на омской земле», организованном Омской Метрополией и была награждена паломнической поездкой в Санкт-Петербург.
- Мы побывали в знаменитых храмах Ленинградской области, в монастырях, на Валааме. Впечатления незабываемые. Я обязательно расскажу о них будущим четвероклассникам, - говорит она, - но главное даже не это. Главное, что там, на святой земле, я получила ответы на многие свои вопросы, а, значит, смогу ответить и на вопросы учеников. Все-таки вера, духовность, гордость за Отечество в человеке заложены если не генетически, то на уровне подсознания. Только бы не дать им угаснуть.