Ручная работа
От винта
Нечто странное, зеленое и глазастое, растопырив усы, передвигалось по улицам райцентра, пугая обывателя, но радуя детвору.
Зрелище усугубляла ярко-желтая 24-я «Волга»-кабриолет, на прицепе у которой эта диковина и располагалась. И лишь хозяин агрегата не вызывал удивления.
Им оказался пятидесятидвухлетний Александр Задесенец. Многие нынешние автовладельцы помнят его как преподавателя автодела в первой школе райцентра. Посетители краеведческого музея знакомы с ним благодаря выставке старинной теле-радио-аппаратуры, собирателем которой был и остается Александр Анатольевич. В общем, личность незаурядная.
На этот раз наш земляк подался, так сказать, в небо. Из подручных материалов – пластик, алюминий, дерево, жесть – собрал макет одному ему известного летательного аппарата. Двухместная кабина с пропеллером напичкана авиационной аппаратурой, значение которой мне подсказал давний приятель Яков Ершов, наблюдавший это диво. Он в молодости служил механиком в истребительной авиации и по этой части кое-что помнит.
- Как настоящий, - со смехом говорит он.
За настоящий аппарат признали и в местной полиции. Они серьезно проверили параметры «транспортного средства» и лишь потом выдали временное удостоверение на его движение по федеральной трассе.
- Поеду в Омск на заработки, - признается новоявленный авиаконструктор. – Там в августе проходит праздник авиации, есть возможность показать себя.
И заработать. Официально он безработный. Уйдя из школы 12 лет назад, собрал по округе старую технику, автомобили, теле-радиоприемники и прочее железо. Сегодня в его гараже три(!) «Волги» брежневской эпохи и старый-престарый мотороллер «Вятка» 1964 года выпуска. На его передней панели портрет Владимира Высоцкого, а на капоте его же стихи.
Повод для удивления и ностальгии дает и малиновая Волга – ГАЗ-21 1967 года выпуска. Выигранная на лотерейный билет за 50 советских копеек, она отработала свой ресурс, а потом долгие годы ржавела во дворе бывшего владельца. Выкупив машину за 9 тысяч рублей, Александр поставил ее на ноги, то бишь, на колеса. Из небытия восстановил и «24-ю», сделав из нее кабриолет. На этих машинах он сегодня и зарабатывает на хлеб.
- Горожане любят фотографироваться на фоне моих раритетов, - говорит земляк. – Молодожены особенно, им в радость прокатиться с ветерком. Конечно, платят.
Такую жизнь Александр Задесенец выбрал сам. Теперь еще и с крыльями за спиной.
На снимке: Александр Задесенец с новым изобретением
Как становятся волшебниками
Стеклодув – профессия романтическая и творческая. Для многих из нас почти неведомая. Наверное, поэтому мы ничего не знаем о Юрии Чеглакове.
Хрустальных дел мастер. Так его назвала газета «Аргументы и факты» в 12 номере за нынешний год. «В мастерской омского стеклодува можно увидеть хрустальную туфельку, оброненную Золушкой, бластер из цветного стекла, розу с застывшей капелькой росы» - рассказывает «АиФ» о нашем земляке.
Восемнадцать лет назад выпускник Новокарасукской средней школы Юра Чеглаков отправился за мечтой. Окончил Омский автодорожный лицей, отслужил в армии и, вернувшись в Омск, устроился на завод синтетического каучука.
- Однажды бригадир предложил мне поработать со стеклом, - рассказывает земляк. – Навыки стеклодува получал на стеклотаре - лепил колбочки, пробирки, замысловатые сосуды для студентов ОмГУ. С опытом пришло и вдохновение.
Это вдохновение он выразил в хрустале. Сегодня в Омской области таких мастеров раз-два и обчелся. Не случайно нашего земляка приглашают на хрустальное оформление всевозможных праздников и корпоративов. Буквально на днях он возвратился из Новосибирска, где оформлял мэрию города-миллионника. С такими же проектами к нему обращались тюменцы и даже правительство Абхазии. Однажды он по заказу ХК «Авангард» сделал из горного хрусталя памятный Кубок с именной гравировкой основного состава.
– Я как-то семилетнего сына взял в мастерскую посмотреть на свою работу, – рассказывает мастер. - Разжёг горелку, принялся стекло раздувать и вдруг слышу сзади какой-то звук: то ли писк, то ли треск. Оборачиваюсь, а он стоит и в ладоши хлопает. Смотрит на меня восхищённо и говорит: «Папа, ты волшебник!».
Устами младенца глаголет истина. Не нами сказано, но в данном случае очень верно. Вот таких мастеров рождает наша крутинская земля.
На снимке: мастер за работой
Подготовлено по материалам АиФ
«Москвич» Скарабеевич
В апрельском номере журнала «За рулём» за прошлый год была опубликована фотография «Скарабея». Именно так назвал свою конструкцию наш земляк, автомобильных дел мастер Виктор Порошин.
Снимок сделала и послала в редакцию журнала его дочь Диана. Будучи соавтором проекта, если можно так выразиться, она подробно описала историю его создания.
- Автомобиль «Скарабей» создал мой папа, - рассказала журналистам Диана. – Сначала он смастерил самодельный сварочный аппарат и с его помощью сделал машину. Рама авторская, оригинальная, двигатель и подвески – от «Москвича-412». Пол пластиковый, ветровое стекло от «девятки», зеркала – от «Газели». Часть кузова снимается и получается кабриолет. «Скарабей» прошел все тесты, и в 1993 году папа получил на него ПТС.
Сегодня Виктор Михайлович Порошин – всеми признанный авторемонтник. Его профессиональному опыту завидуют все, кто пытается делать бизнес в этой сфере. Нелегкий характер мастера, как он сам признается, с лихвой компенсируется безупречным знанием дела и автомобиля.
На снимке: «Скарабей» Виктора Порошина
|