Магазин
в шаговой доступности -
это удобно и экономично
- У нас на Мелиораторов закрыли киоск, в нем всегда можно было купить свежий хлеб, молоко, соль, те же спички, теперь из центра Крутинки сумки с продуктами ношу. А если что-то забуду – бегу в магазин за полтора километра, - жаловалась мне знакомая.
Сожалеют о закрытии торговой точки все жители этого квартала. Ведь в ней были все товары первой необходимости: хлебные и молочные продукты, мясные полуфабрикаты, яйца, сахар, кондитерские изделия, товары бытовой химии и так далее.
В райцентре около шестидесяти магазинов, более половины – небольшие по площади, расположенные в разных уголках поселка. Для покупателя такие торговые точки просто необходимы, ведь их шаговая доступность экономит время, например, на покупку буханки хлеба или коробки стирального порошка. Для пожилых людей такие торговые точки, пожалуй, единственные, где они могут приобрести самые простые товары. И не важно, что в некоторых из них тесно даже двум покупателям, и ассортимент не столь велик, как в больших магазинах.
С тех пор, как в Крутинке открылся «Магнит», возможность выбирать продукцию на любой вкус и кошелек появилась и у крутинцев. Хотя на тот момент в райцентре работали в новом формате «Галина» и «Солнечный», этот магазин просто «примагнитил» покупателей новыми стандартами торговли и ценами. Первое время на довольно просторных площадях было не протолкнуться, люди покупали продукты тележками. Оно и понятно, товары на расстоянии вытянутой руки, причем, в ярких упаковках.
В то же время в мелких магазинчиках резко снизился товарооборот, и их владельцы задумались, как остаться на плаву? Этот вопрос имеет и социальную значимость: в торговых точках малого бизнеса работают по два, а то и по три продавца, в случае банкротства магазинов они теряют работу.
- С открытием «Магнита» ежемесячно недобираем выручку, - сетует продавец ИП «Пиджакова» Наталья Голявина, - стараемся привлечь покупателя низкими ценами на определенную группу товаров, например, сахар, он у нас самый дешевый в райцентре, спасает и близость к автовокзалу. Приезжающие в райцентр из сел люди частенько к нам забегают.
Магазины шаговой доступности проигрывают конкуренцию, главным образом - ценовую. Даже при невысокой наценке, продукты у них дороже; а сетевики нередко продают товар по той цене, за которую небольшие магазины приобретают его у поставщиков. Покупатель, естественно, идет туда, где цены ниже.
На работе мелких магазинов сказалось и двукратное увеличение взносов в Пенсионный фонд с 1 января 2013 года.
- В последнее время товарооборот заметно снизился, добавило проблем и увеличение взносов в Пенсионный фонд, в год мы должны отдать почти сорок тысяч, а это для нас довольно большая сумма, - говорит хозяйка магазина Екатерина Белоглазова, - держимся за счет постоянных покупателей, которым доверяем и даем в долг.
Отсрочка платежа – еще одно преимущество магазинов шаговой доступности, ведь здесь можно перехватить необходимые продукты до зарплаты или пенсии. «Черный» список есть в каждой небольшой торговой точке.
Но конкуренция сетевых операторов и магазинов малого формата на руку покупателю. Теперь он идет за хлебом и выпечкой в один магазин, за фруктами – в другой, за колбасными изделиями и полуфабрикатами - в третий. Сравнивая где, что, почем, многие приходят к выводу, что не все товары в больших магазинах дешевле, чем в маленьких. К примеру, за килограмм сахара в ИП «Пиджаковой» просят на полтора рубля меньше, чем в «Магните», стоимость пакета молока в «Екатерине» - на 40 копеек ниже. Практически не отличается цена, на макаронные изделия и другие продукты. Но люди уже «подсели» на Магнит с многообразием товаров и самообслуживанием. Хотя здесь заметно выросли цены на фрукты и овощи, а их качество порой оставляет желать лучшего.
И все же в условиях монополизации рынка торговыми сетями, мелкой рознице выживать очень непросто. Многие небольшие торговые точки в области обанкротились и закрылись. Не исключено, что такая участь ждет и магазины «у дома» нашего райцентра. И тогда людям с окраин придется ходить за спичками в супермаркеты.
|