Образование
Крутинский лицей:
педагогика дела
Успешное воспитание возможно только в труде. Без дела, без занятости ума и души, без продуктивности воспитание всегда было и будет фикцией. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью… Сегодня России как никогда нужна педагогика дела…
Если мысль Алексея Кушнира, редактора журнала « Народное образование», развивать дальше, то можно, пожалуй, и на эволюционную теорию Дарвина выйти. Правда, в Крутинке находятся скептики, которые готовы поспорить с ученым. Причем, публично, в газетах. В том смысле, что выбор Крутинским лицеем агротехнического профиля в районе, где сельское хозяйство – не самая развивающаяся отрасль, затея, обреченная на провал. В самом же лицее смотрят на вопрос гораздо шире.
Выбор в пользу этого направления был сделан не случайно, - говорит директор лицея Н.В. Свиридова, - еще в 2011 году начата работа по изучению индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и обучающихся.
Приведу только две цифры, которые выявило анкетирование: 32 процента родителей высказали пожелания, чтобы их дети связали свое будущее с селом, а 60 процентов учащихся планируют поступать в учебные заведения, профилирующим предметом которых является биология. А это аграрный университет, медакадемия, сельскохозяйственный техникум и так далее.
Кроме того, у нас выстроена целая система экологического воспитания, организована опытническая работа, сложились партнерские отношения с преподавателями разных кафедр Омского аграрного университета. Но самое главное, анализ основных проблем рынка труда нашего района показал, что спрос на высококвалифицированных рабочих для предприятий аграрного комплекса стабильно высок. Развиваются крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства, и им тоже нужны кадры.
Аргументов в пользу выбранного профиля можно привести еще достаточно. Но мы отнюдь не ставим своей целью «вернуть всех к сохе». Дополнительные знания, например, специальность «тракторист категории С и Е» дает ребятам, даже не очень успешным в учебе, возможность стать успешными в жизни. Да и просто трудовые навыки еще никому не помешали.
Кстати, насчет навыков. Учебный план лицея существенно изменился. Предпрофильная подготовка начинается в 8 классе, где ребята по программе элективного курса изучают «Основы фитодизайна», продолжается в 9 классе в курсе «Колесо здоровья».
Компонент образовательного учреждения с агротехнической направленностью реализуется через элективные учебные предметы «Основы агрономии», «Технология производства сельскохозяйственной продукции», «Основы агроэкологии», «Сельскохозяйственная техника».
Некоторые из них ведут преподаватели Тюкалинского сельскохозяйственного техникума. Для тех, кто совсем не чувствует в себе «крестьянской жилки» и хочет заниматься, например, гуманитарными науками, причем на самом серьезном уровне, выбор тоже есть – лицей заключил договор с Тарским филиалом Омского педагогического университета. Преподаватели-филологи готовы консультировать и учителей, и учащихся.
И все-таки сильной стороной школы всегда были предметы естественного цикла.
Светлана Трутаева,
председатель комитета по образованию
(из выступления на коллегии министерства образования Омской области):
- Агротехнологический класс был создан не потому, что надо было открыть какой-то профиль, это был логический шаг к продуктивной школе, которая нацелена на приобретение первичных профессиональных навыков в различных сферах деятельности. В наших дальнейших планах выстроить непосредственное взаимодействие с ведущими специалистами района, акционерных обществ, чтобы использовать их ресурсы для образовательных запросов обучающихся. |
Об опытнической работе лицеистов и их успехах в выращивании элитных сортов зерновых и бобовых культур «СТ» уже не раз рассказывала. Здесь планируют вырастить свой сад, и уже посадили 65 кустарников плодово-ягодных культур, восстановить теплицу, изменить облик пришкольного участка и заложить огород в районе питомника. Пока «размахнулись» на 20 соток. Им бы еще трактор.
К слову, уже сегодня в комитете по образованию ведется работа по размещению муниципального заказа на приобретение трактора МТЗ-82.
А еще лицеисты мечтают… о своем крестьянско-фермерском хозяйстве. Пока это только агроигра, которую могут провести преподаватели и студенты все того же аграрного университета. Как известно, играя, дети познают мир. Но здесь все серьезно. От составления бизнес-плана до конечного результата, которым можно смело считать бережное, уважительное отношение к своей земле и человеку труда. Что и требовалось доказать.
Любовь Втюрина
Мнение родителей
Анна Токмакова,
главный специалист комитета финансов и контроля администрации Крутинского муниципального района:
Введение агротехнического профиля в лицее вовсе не означает, что мы принуждаем наших детей, извините за выражение, коровам хвосты крутить. Каждый, в конце концов, выбирает дорогу по себе. А дополнительная сельскохозяйственная специальность – это своеобразная «подушка безопасности». Ну, мало ли что может случиться в жизни? Не сложилось, допустим, с поступлением, на первый случай профессия есть. Разве это плохо? Я, например, в свое время получила в школе «корочки» мастера машинного доения и горжусь этим. |
Мнение учеников
Никита Митькин,
десятиклассник:
Я не планирую связывать свое будущее с сельским хозяйством, но с удовольствием изучаю сельскохозяйственную технику. Считаю, что умение управлять трактором любому мальчишке не повредит. Хотя бы в том смысле, что это настоящее мужское дело.
|
|