Вечные ценности
Хартия добрых дел
С будущего учебного года в школах России вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Однажды совершенно случайно стала свидетельницей любопытного разговора двух подружек лет девяти-десяти.
- Ты знаешь, у боженьки была такая специальная книжка с разноцветными листами. На белые он записывал свои добрые дела, а на черные – плохие.
- Вот бы и нам такие завести…
Речь, по всей видимости, шла о так называемых хартиях, в которых, согласно Священному писанию, ангелы записывают все добрые и дурные дела людей, чтобы на сороковой день после смерти предъявить список Высшему судие.
Вряд ли мои попутчицы (дело происходило в рейсовом автобусе, курсирующем по Крутинке) знали такие подробности. Теперь у них есть возможность узнать побольше о том, что их интересует. С будущего учебного года в школах России вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Преподавать его будут в 4 классе. Как отмечают специалисты, это тот самый возраст, когда начинает формироваться мировоззрение человека. Другими словами, решено обратить внимание на нравственное воспитание. И это то самое доброе дело, которое, безусловно, заслуживает записи на белом листе.
- В качестве эксперимента такой предмет уже преподавали в 19 регионах России, - говорит методист центра информационного обеспечения образовательных учреждений М.М. Волненко, - учителя отмечают, что детям, особенно в многонациональных классах, стало легче находить общий язык друг с другом. В будущем учебном году и нам предстоит объяснять ученикам, что такое толерантность, почему так важно изучать духовную культуру народа. Но прежде мы подготовили учителей, на базе нашего центра провели обучающие семинары и изучили мнение родителей на этот счет. Оно и было решающим при выборе образовательного модуля. В итоге 9 учреждений образования выбрали «Основы светской этики», 4 – «Основы мировых религиозных культур».
- Господь дал нам свободную волю, - продолжает мысль настоятель Свято-Ильинского храма отец Виктор, - и дети сами будут решать, как распорядиться полученными знаниями. Дадут ли они росток, повернут ли к вере или просто останутся дополнительной информацией. Но, в любом случае, уже хорошо, что духовной культуре нашлось место в школьной программе. Я готов сотрудничать со школами. Такой опыт уже есть. Надо его продолжать. Нести слово Божье – мой долг.
- С другой стороны, - возражает филолог Яманской средней школы, учитель-тьютор Т.М. Потемкина, (прошедший специальную подготовку и получивший право обучать других – ред.), - это культурологический курс, который даже посещение церкви не предусматривает. Наша школа – одна из немногих, выбравших религиозный модуль. Изучать основы мировых религий мы будем в первую очередь с точки зрения их культурной ценности. В старших классах это найдет продолжение в других предметах гуманитарного цикла. Мы не ставим цели воспитывать верующего человека, мы хотим воспитать глубоко нравственную личность.
- А если разобраться, то эти понятия очень близкие, - включается в наш «теологический» диалог жительница Крутинки, прихожанка храма И.Л. Уланова, - нравственный человек никогда не предаст, не украдет, не пожелает зла ближнему, то есть живет по заповедям Божьим. Именно эти качества нам надо воспитывать в наших детях. Звонить во все колокола, стучаться во все двери, идти туда, где нас, быть может, совсем не ждут. Организовывать воскресные школы, проповедовать, изучать те же основы мировых религий. Здесь все способы хороши. Главное, чтобы дети нас услышали. Спасем наших детей – у нас есть будущее. Нет… Даже страшно подумать о последствиях.
Равнодушие к правде Божьей есть признак самоубийства, - сказал в одной из своих проповедей Патриарх Кирилл. Если судить по сегодняшнему разговору, равнодушными нас уже не назовешь.
Любовь Втюрина
|