Премьера рубрики: "Год истории: открытый урок"
2012 год президентом России Дмитрием Медведевым объявлен Годом истории. В этой связи «СТ» начинает новый проект, в рамках которого мы будем говорить не только об историческом прошлом России, Сибири, Крутинки, но и о современных общественных проблемах, истории семей, предприятий и организаций. Приглашаем к разговору наших читателей, преподавателей- историков, школьников и просто неравнодушных людей.
И дым Отечества
Вспоминаю, как лет десять назад моя случайная знакомая не смогла ответить на вопрос, когда восстали декабристы? При этом пыталась поступить на исторический факультет педагогического университета. В том же году с дипломом учителя истории отсюда вышла Ольга Ижикова. Сегодня она, по мнению сообщества преподавателей, одна из лучших историков в Крутинском районе. С этих параллелей я и начинаю разговор с Ольгой Николаевной.
- Ольга Николаевна, как вы знаете, президент Дмитрий Медведев объявил 2012 год Годом истории. Какой смысл в это вкладываете вы?
- Смысл – в нашей памяти. Мой дед, Тихон Иванович Калякин, ушел на фронт одним из первых в деревне. Сражался под Ленинградом, Волховом, был серьезно ранен: ему ампутировали руку. Но он радовался, что остался жив. Потом поднял на ноги четверых сыновей. Но в книге «Солдаты Победы» его фамилия написана с ошибкой, отчего дед сильно переживал и даже плакал. Один этот факт, по моему разумению, говорит о том, что мы к своему прошлому относимся достаточно легкомысленно.
- Тем не менее, ваши воспитанники не просто изучают предмет своей любимой учительницы, но активно делятся этими знаниями с обществом. В прошлом году, например, «СТ» опубликовала рефераты Натальи Камагоровой, Алмагуль Кочубаевой, Алены Варакиной и других ваших учеников.
- Я очень рада за них. Все эти умницы стали лауреатами и победителями Всероссийских творческих конкурсов и олимпиад, студентами истфаков. В числе таковых и выпускница 2008 года Наталья Скосырская. Будучи школьницей, она написала целый ряд интересных работ по краеведению. Сегодня Наталья заканчивает исторический факультет Омского государственного университета.
Историю нашего края мы изучаем по материалам районного музея и архива. При этом, если наш замечательный обновленный музей можно назвать лицом истории, ее фасадом, то архив – душа краеведения. Именно здесь аккумулируются все наши планы, деяния, поступки в таких подробностях, о которых мы зачастую и не догадываемся.
- Почему историю, как вы сами говорите, любят девочки, но вершат ее, как правило, мальчики, мужчины?
- Это вам кажется. (Ольга Николаевна лукаво улыбается). А если серьезно, то девочки более прилежны в учебе, а полученные знания чаще проверяют повседневностью. Впрочем, бывают и исключения, но они лишь подкрепляют правила. Мой недавний ученик Антон Хиневич прекрасно знал предмет, на все имел и, полагаю, сейчас имеет свой нестандартный взгляд. Сегодня он студент политехнического университета. Я, кстати, тоже любила этот предмет больше всего. У нас в Яманской школе историю вел замечательный педагог Анатолий Митрофанович Башкатов. Мы с ним и поныне встречаемся, вспоминаем школу, сверяем, так сказать, часы, иногда поспорим.
- В Год истории о чем прежде всего вы бы напомнили своим настоящим и бывшим ученикам?
- О Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Мы потеряли за четыре года 27 миллионов солдат и офицеров и 16 миллионов гражданского населения, в семье каждого моего ученика были фронтовики и труженики тыла. Цифры потерь не- сопоставимы ни с чем. Но такова, как мне кажется, природа нашей славянской души: мы, в сущности своей, миролюбивы и терпеливы, но настолько же и свободолюбивы. Сказать проще: медленно запрягаем, но быстро едем. На нас ходили монголы, шведы, поляки, французы, немцы, и все походы заканчивались плачевно для агрессоров. Но потенциальные супостаты выводов не делают. значит, образно говоря, порох нужно держать сухим.
- У вас есть исторические предпочтения?
- Несколько. С огромным интересом изучаю, перечитываю источники по Ивану Грозному, Петру Первому, Сталину. Все эти исторические персоналии являются для меня собирателями и преобразователями государства.
Вместе с тем люблю XVIII век - век просвещенного абсолютизма и дворцовых переворотов. Тот самый случай, когда нашу историю определяли исключительно женщины: две Екатерины, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Екатерина Дашкова и многие другие.
Кроме всего прочего, именно в XVIII веке на карте России впервые появилась Крутинка. С этих пор наша малая родина является неотъемлемой частью государства российского и ее исторического процесса.
Записал Юрий Третьяков
Уроки истории в МОУ КСШ №2 |
|
|
Фото из архива О.Н. Ижиковой
Мы спросили
Участником какого исторического события
вы хотели бы стать?
Леонид Хаванов, директор пансионата для ветеранов и пожилых людей:
- События, которое еще не произошло. Хотелось бы быть участником очередного юбилейного дня рождения Крутинки. А если говорить во всероссийском масштабе, то я бы еще пожил в эпоху Советского Союза. То было время достижений и открытий.
Татьяна Русакова, ведущий специалист по работе с молодежью:
- Конечно, в истории нашей страны есть много важных дат и моментов. В каждой эпохе есть свои плюсы и минусы, но я предпочла бы остаться героем своего времени, ведь когда-то и оно станет историей.
Надежда Порохина, заведующая Яманским детским садом:
- Участницей первого парада Победы. Мне хотелось бы разделить радость и гордость за нашу державу, ощутить вклад каждого человека. На мой взгляд, победа над фашизмом – главное событие 20-го века.
Кристина Каргаполова, ученица 10 класса Крутинской школы №3:
- Я бы хотела жить во времена правления Александра Второго. По его инициативе на Руси было отменено крепостное право. Это было революционным решением для дальнейшего развития государства.
Денис Конюхов, учитель истории Пановской СОШ:
- Как это ни странно, но я хотел бы стать участником Великой Отечественной войны, чтобы вместе со всеми отстоять независимость нашего народа. Думаю, мой порыв разделяют те, кто любит свою Родину.
Людмила Рассказова, жительница р.п. Крутинка:
- Пожалуй, я хотела бы стать участницей коронации любой из русских императриц. Даже не столько самой церемонии, сколько того, что после нее последует. Придворного бала, например. Интересно, кто поведет государыню в первом танце, что подают к столу августейших особ…
|