Школа
Научить учиться -
такова главная идея новых образовательных стандартов
До первого сентября еще целых полтора месяца. Участники редакционного проекта «Растем вместе с «СТ», воспитанники подготовительной группы детского сада «Светлячок», пока наслаждаются беззаботным летом. И уж точно не подозревают о том, что 1 сентября они станут участниками куда более масштабного проекта. Им, впрочем, как и всем первоклашкам России, предстоит учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Конечно же, их учителя и родители волнуются. Последние, наверное, еще и потому, что не очень хорошо представляют, что такое образовательные стандарты второго поколения. Попробуем разобраться.
- ФГОС – принципиально новый для российской школы документ, который определяет, прежде всего, требования к системе образования, а не к личности ученика, - объясняет заместитель председателя комитета по образованию Крутинского муниципального района О.П. Акимова. – Новые образовательные стандарты предполагают отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
- Ольга Петровна, если честно, звучит не очень понятно. Все-таки мы привыкли к традиционной «схеме». Учитель объясняет материал, ученик его усваивает (или не усваивает) и получает заслуженную оценку.
- В ФГОС появляется понятие универсальные учебные действия, как основа умения учиться. То есть, главная задача учителя – научить ребенка получать знания, донести, почему это для него так важно, особенно в современном мире. Для этого должна быть разработана образовательная программа начального общего образования на все четыре года, без которой ни одна школа не имеет права осуществлять свою деятельность. Что в нее входит? Собственно, учебный план, программы внеурочной деятельности, духовно-нравственного воспитания и коррекционной работы.
- На первый взгляд, это не отличается от стандартов первого поколения. В чем принципиальная разница?
- О формировании умения учиться мы уже говорили. Кроме того, новым механизмом достижения личностного развития каждого ребенка в условиях введения ФГОС является организация внеурочной деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие детей. 10 часов в неделю – на кружки, секции, школьные научные общества, поисковые исследования и так далее – обязательно. Учащиеся, с учетом пожеланий родителей, должны выбрать направления, по которым им заниматься. Кстати, в соответствии с требованиями стандарта, родители (их законные представители) являются полноправными заказчиками и участниками образовательного процесса. Стандарт - это своеобразный общественный договор, который определяет взаимоотношения образовательного учреждения и семьи.
- Я так понимаю, что такой договор с 1 сентября будет действовать лишь для начальной школы?
- Точнее, для первого класса. Но в качестве эксперимента две школы района, Крутинская гимназия и КСШ № 2, уже работали по новым образовательным стандартам в течение прошлого учебного года. Учителя первых классов Н.Л. Серебрякова, А.В. Васильева и С.П. Ципич имеют какой-то опыт и являются консультантами для тех, кому предстоит перейти на новые стандарты. В течение года они проводили обучающие семинары. Кроме того, все учителя первых классов, руководители образовательных учреждений и их заместители прошли курсовую переподготовку в институте развития образования. Так что в целом можно сказать, что школы района готовы к работе в новых условиях.
Наталья Леонидовна Серебрякова, учитель начальных классов МОУ Крутинская СОШ № 2, даже создала свой сайт (nata – 21. ucoz.ru ), где представляла личный опыт, делилась наработками, успехами, радостями, сомнениями.
- Наши коллеги уже не будут чувствовать себя такими «первопроходцами», как мы, - говорит Наталья Леонидовна, - главное, ничего не нужно бояться! Конечно, нагрузка на учителя возрастает. Но ведь в конечном итоге все наши усилия направлены на ребенка, на развитие его личности. Для настоящего педагога это – главная цель. Мой, пока небольшой, опыт позволяет судить, что новые образовательные стандарты дают нашим детям большие возможности для самореализации, позволяют «увязывать» образовательный процесс с реальной жизнью. Простой пример. Изучили мы, скажем, на математике периметр. Значит, ребенок уже сможет высчитать, сколько потребуется штакетника, чтобы загородить собственный огород. Также и с другими предметами. К слову, новые учебники составлены именно с учетом реальных жизненных потребностей. А разве плохо, что у нас теперь появилось больше возможностей удовлетворять потребности детей и их родителей в творчестве, в интеллектуальном или физическом развитии? В начале года мы предложили ученикам 6 направлений – творческих, познавательных, спортивно-оздоровительных. И теперь уже все определились, кому что ближе. Во втором классе будем развивать свои способности.
- «Рывок» за год на самом деле сделан большой, - убеждена мама второклассницы Сони Наталья Александровна Рухлова, - мою дочь не узнать. Я уж не говорю о том, что она научилась писать и читать. Она стала очень самостоятельной. А с каким удовольствием занималась в театральной студии. Я довольна. Единственное, что вызывает тревогу, это то, что на средней и старшей ступени новые образовательные стандарты, как я понимаю, предполагают сокращение обязательных образовательных дисциплин…
Новые стандарты для средней и старшей школы, утверждают специалисты отдела образования, в стадии разработки и обсуждения. И пока не практикуются даже в качестве эксперимента. Будем надеяться, что и в педагогике сработает принцип «не навреди».
Любовь Втюрина
На снимке: воспитанники Н.Л. Серебряковой за год научились многому |