Хочу все знать!
В Плане действий правительства региона на 2011 год особое внимание отведено поддержке семьи, материнства и детства, доступности дошкольного и общего образования, укреплению здоровья детей. Немаловажное значение уделяется и их творческому развитию. Дети рисуют, мастерят, пишут стихи, изучают историю родного края. Кто-то уже добился успехов и признания, у кого-то свой олимп еще впереди. О талантливых, любознательных, трудолюбивых детях мы и планируем рассказывать в новом проекте «СТ» «Жизнь замечательных детей», посвященном Году ребенка в Омской области.
Год ребенка: спецпроект "СТ"
Детям своим расскажите...
В последнее время с лица Алмагуль Кочубаевой, выпускницы МОУ СОШ № 2, не сходит улыбка. Ей до сих пор не верится, что сбылась ее давняя мечта – побывать в столице. А стать участницей финала Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», как призналась девушка, и не снилось.
- Когда моя учительница Ольга Николаевна сказала, что я прошла в финал конкурса и меня приглашают в Москву, я была просто ошеломлена, - заново переживает приятные мгновения Алмагуль. - На четвертое место я не рассчитывала, но когда узнала, что не добрала всего один балл до призового в номинации «Традиционная культура», было немножко обидно.
Но Алмагуль все равно счастлива, что удалось побывать в лучшем городе мира, погулять по Красной площади и Кремлю, восхититься величием его храмов, в которых молились самодержцы России, помолчать у могилы Неизвестного солдата, пообщаться со сверстниками, съехавшимися из разных уголков страны. К тому же четвертое место во Всероссийском конкурсе – высокая оценка труда и самой ученицы, и ее педагога - Ольги Николаевны Ижиковой.
Ученики Ольги Николаевны давно работают по теме «Моя малая родина». Сначала ею заинтересовалась Наташа Скосырская. Она собрала материал и написала работу о практически исчезнувшей с карты района деревне Моторово и победила в муниципальном конкурсе. Год спустя Наташа изучила историю еще одной малой деревни – Коломенки. Затем призером областного конкурса по теме «Русская свадьба» стала Алена Варакина.
Идею изучения традиционной культуры казахского народа педагог вынашивала давно. Заняться исследованием согласилась самая трудолюбивая и ответственная ученица в классе.
- Прежде чем начать работать по этой теме, я решила посоветоваться с родными, - рассказывает Алмагуль, - в Интернете можно найти любой материал, но для меня было важно знать, как жили, как отмечали праздники, какую одежду носили именно мои дедушки и бабушки.
Начинающего этнографа поддержали близкие и дальние родственники. Они охотно рассказывали о традициях, сложившихся в их семьях, делились рецептами национальной кухни, предоставили фотографии и семейные реликвии.
Работу старательной ученицы высоко отметили на муниципальном и областном уровнях. И только после этого творческий дуэт, учитель и ученица, решили участвовать во Всероссийском заочном конкурсе, после которого Алмагуль и пригласили на финал в Москву.
Деньги на поездку были выделены из районного бюджета. Вернувшись, Алмагуль вместе с Ольгой Николаевной побывали на приеме у главы и поблагодарили В.Н. Киселева за поддержку.
- Все меня поздравляют, по этому поводу к нам съехались родственники, а Диплом и медаль, которые я привезла из Москвы, заняли в доме самое почетное место, - сияет белозубой улыбкой Алмагуль, - но если бы даже мою работу не заметили, я не пожалела, что занялась этой темой. В процессе исследования узнала интереснейшие подробности о культуре своего народа. Обязательно расскажу об этом своим детям.
Такую задачу и ставит перед собой и своими учениками Ольга Николаевна Ижикова. Она уверена, что те, кто изучает неизвестные страницы истории своей малой родины, своей семьи, навсегда сохранят в памяти традиции своих предков.
Обычаи и традиции казахского народа
изучала Алмагуль Кочубаева
Россия - многонациональная и поликонфессиональная страна, где с давних времен живут русские, казахи, татары, немцы, белорусы и т.д. Русская национальная культура как доминанта влияет на этнос других народов. К такому выводу я пришла после исследования обычаев и традиций казахов.
Обычаи и традиции казахского народа |
|
|
Я изучила возникновение и расселение казахов на территории Западной Сибири и Омской области, основные религиозные праздники, обряды, традиционную казахскую кухню, национальные костюмы в трех поколениях.
Моя бабушка, Кочубаева Нуриле Биляевна, родилась в советской России в 1941 году. В то время казахи носили национальную одежду. В праздничные дни надевали нарядные платья, украшенные золотыми вышивками. Строго-настрого запрещалось носить костюмы русского народа.
В настоящее время национальную одежду носят в основном люди старшего поколения. Моя бабушка, как и раньше, наряжается в кольек, камзол, кебис и платок. А мама, как и большинство современных женщин, ходит в брюках, юбках, блузках и платьях, т. е. в одежде, которая ей удобна. Но в казахские праздники, или когда приезжают гости, обязательно надевает на голову платок.
Я, как и вся нынешняя молодежь, ношу простую и удобную одежду.
Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики.
В семье моей бабушки готовили блюда только национальной кухни. Запрещалось употреблять в пищу свинину и иные продукты, ее содержащие, существовал строгий запрет на алкоголь. Когда собирались гости, готовился богатый дастархан, в центре которого садились самые пожилые, а значит, уважаемые люди, остальные - вокруг них.
Запрещалось есть колбасные изделия, свинину, употреблять алкоголь, за этим строго следили люди старшего поколения. Со временем питание стало более разнообразным. Сказывалось влияние русской кухни. Правда, в праздники по-прежнему готовят национальные блюда - бешбармак, баурсаки, кеспе, ет и т.д.
Мои современники придерживаются запрета на свиное мясо и сало. Но это уже не канон, многие казахские семьи употребляют и эти продукты, а в праздники еще и алкоголь. Правда, в очень умеренном количестве.
Родители моей бабушки Нуриле, как она рассказывала, отмечали все национальные праздники, и она тоже соблюдает все обычаи - держит пост, читает молитвы.
Самым красивым и торжественным обрядом у всех народов является свадьба.
Свадьба моей бабушки игралась по всем обычаям предков. Замуж она вышла в 1958 году.
Помню, рассказывает бабушка, на мне были сапоги (етек), свадебный халат и саукеле. Тайжан (мой муж) был одет в шапан. Он отдал за меня денежный калым (20 тысяч рублей), по тем временам - большие деньги. Сначала были смотрины, я сидела за ширмой, жених заходил туда, чтобы поприветствовать невесту. Был соблюден обряд Шеге шапан. Сват со стороны джигита подарил каргыбау (красивую уздечку), а со стороны невесты - шапан.
Брак был зарегистрирован в ЗАГСе, но молодожены получили благословение у муллы.
Моя мама вышла замуж в 1992 году, и свадьба была уже по общепринятым в России традициям и обычаям. Их можно считать уже межнациональными.Но новобрачные получили благословение родителей и побывали в мечети.
Сегодня вновь возвращаются национальные свадебные обряды.
Опросив своих сверстников, я пришла к выводу, что многие из них, к сожалению, не интересуются национальными традициями. Это неправильно. На мой взгляд, каждый человек должен знать культуру, обычаи своего народа, чтобы передавать их из поколения в поколение.
|