Вдохновение
Слова плывут из сердца...
ОБ АВТОРЕ
Воронова Нина Александровна - учитель русского языка и литературы Крутинской СОШ №2. Окончила Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького.
Интерес и уважение к учительской профессии - из родной Пановской школы. Трижды подтвердила высшую квалификационную категорию, стала победителем конкурса «Лучшие учителя России».
Многолетнее увлечение Нины Александровны - литературное краеведение. Сегодня она представляет читателям «СТ» поэтов-земляков.
Прошедший Год учителя, на мой взгляд, дал всем нам большую пищу для размышлений. В обществе не стихают дискуссии на злободневные школьные темы. Что важнее гражданину великой державы - память поколений, заключенная в «великом и могучем русском языке», языке межнационального общения, или крепкие мышцы? Абстрактные уроки патриотизма или русская литература и русская история, воспитывающие этот самый патриотизм? Удивительно, непостижимо, но бушующие в обществе страсти, вся эта нестабильность не отражаются на качестве работы и состоянии учительской души, которой порой тесно в рамках выбранного предмета, в рамках обыденной жизни и которая все время стремится к творчеству. В последние годы заметным явлением культурной жизни в районе стала учительская поэзия. Имена авторов уже знакомы читателям и по публикациям в «Сельской трибуне», и по отдельным сборникам, изданным работниками районной библиотеки.
Чтобы замереть от восторга, порой бывает достаточно нескольких строк, но таких, которые навсегда остаются с тобой уроком чувств и уроком благородства, как например, посвящение Чернышева Николая Андреевича жене.
Поражает многообразие тем, волнующих каждого из школьных поэтов: острые социальные проблемы и самые задушевные лирические строки, гордость и боль за свою малую и большую Родину, неброское очарование родных мест и широта сибирской души и, конечно, дети, которые, даже уходя из школы во взрослую жизнь, навсегда остаются их учениками.
Уже не работают в школе Т.З.Гобец и А.Г.Хоряк, но для многих поколений выпускников они по-прежнему любимые учителя. Песни на слова Таисии Захаровны - визитная карточка Крутинского народного хора, а одно из стихотворений Антонины Георгиевны, написанное в День лицея, когда по традиции все в нашей школе «пробуют перья», стало своеобразным гимном этого дня:
На партах чистые листы,
И день совсем-совсем обычный,
Но заняты ученики
Работой вовсе непривычной...
Так трудно пишутся стихи!
Так много просто равнодушных...
Но это, впрочем, пустяки:
Сегодня с нами - вечный Пушкин
Куда перо их поведет?
О чем напишут, что им важно?
Что им покоя не дает?
Что будут защищать отважно?
Об издержках и проблемах воспитания образно и точно выразилась учитель Шипуновской школы Арсланова Мария Дмитриевна.
Что такое педпроцесс?
Берешь ребенка - и под пресс.
Весь ее педагогический и человеческий путь - увести детей из-под пресса, открыть им красоту и достоинство именно их жизни и неповторимость их самих. Поэтому она настоящий учитель и, как говорят о ней ученики, автор.
Совсем недавно вышел сборник стихов учителя Толоконцевской школы Леонида Леонидовича Михайлина «Вехи времени». Жизнь школы для него неразрывно связана с жизнью страны:
Легко ли русским быть в сегодняшние дни?
Легко ли жить в моей родной России?
Ставит он нелегкие философские вопросы перед собой и читателями. О том, что отмирает деревня, Леонид Леонидович с горечью пишет в одноименном стихотворении.
Сегодня и завтра родного села волнует их всех, знающих здешнюю жизнь не понаслышке:
Умирают деревни,
Вместо изб - пустыри,
Их покинули люди,
Как от вьюг журавли,-
сокрушается Т.З. Гобец. Но родная земля - это не только сегодняшняя тревога, это постоянная опора, стержень, помогающий жить и, несмотря ни на что, быть благодарной судьбе.
Сибирь, земля моя родная,
Ты и сурова, и щедра,
Но лучше я не знаю края,
Где жить бы я еще смогла,-
признается учитель Пановской школы Лесных Людмила Ивановна.
Удивительны по красоте и лиричности стихи филолога из Ямана Ковальчук Галины Анатольевны:
На планете сеть земли иные,
Но Сибирь мне навек дорога.
Здесь звезды, и те голубые,
И песни вмерзают в снега.
Сибирь наша, здравствуй!
Вдыхаю твой воздух.
Здесь вечером пары над Иком бредут.
А ночью столь близкими кажутся звезды,
Лишь руку протянешь - поймаешь судьбу.
Каждый из авторов отдает дань признательности и родному селу. Вот как пишет, например, о Крутинке Букреева Галина Ивановна, преподаватель школы искусств:
Слова плывут из сердца легкой паутинкой
В березовые рощи, зеленые поля,
Давно мне стала милою Крутинка -
Прекрасная сибирская земля.
Школа - это вечно живой организм. Уходят одни поколения учителей и учеников - им на смену приходят другие. Школьный Парнас не пустеет никогда, в том числе и учительский.
Самая молодая школьная муза - Рожкова Татьяна Владимировна. Ее стихотворению «За счастьем» дала высокую оценку коллега по профессии, известная омская поэтэсса Ирина Романча:
И ситцевое платьице сойдет,
И босоножки на босую ногу.
Не буду ждать, пока оно придет,
Сама отправлюсь я за ним в дорогу.
Районная библиотека готовит к изданию сборник ее стихов.
Предметы, которые преподают эти учителя, по проектам образовательных стандартов не входят в число обязательных. Но если знания, опыт, дар творческих людей не будут завтра востребованы обществом, можем ли мы рассчитывать, что выпускники будут любить родное слово? |