Читая дневники
Начало
За годы работы в редакции передо мной прошли разного рода читательские творения. Порой бывает жаль времени на писанину обо всем и ни о чем. Рукописная книжка в незатейливом переплете долго лежала на моем рабочем столе. И только глубочайшее уважение к своему дорогому учителю Николаю Андреевичу Чернышову, передавшему дневник своей бывшей коллеги и давнего друга со словами: «Посмотри, может, тебе будет интересно», заставило меня взяться за чтение.
И как же я была благодарна и автору, и Николаю Андреевичу. Мне захотелось, чтобы и вы, уважаемые читатели, окунулись в атмосферу того далекого времени. Тем более, что автора – Анну Ильиничну Канаеву, которая жила и работала в нашем районе учительницей в трудные военные и послевоенные годы, наверняка помнят ее бывшие ученики. Воспоминания Анны Ильиничны мы публикуем с некоторыми сокращениями, поскольку формат газеты не позволяет нам «разбегаться».
А если вам будет интерестно, то мы продолжим их в следующих номерах «СТ».
Дорога к школе
В деревне всегда заметно появление нового человека. А если это учитель – его приезд настоящее событие. Смотрят во все глаза и взрослые, и дети: «Что ты за человек, надолго ли приехал?» Вот так встретили меня, выпускницу Ишимского педучилища 1941 года, в глухой деревеньке Моторово Крутинского района.
Добиралась я к ней за 100 километров от райцентра. Уже шла война, на дорогах был карантин. Неделю промыкалась в Крутинке. Ночевала у какого-то работника райисполкома Азарова. Он-то и отправил меня на машине до Паново. Там встретилась на маслозаводе добрая женщина, накормила горячей картошкой, дала кружку молока, уложила измученную душу спать. А утром нашла Скосырскую Лену и с ней я наконец-то поехала к месту назначения.
Легко сказать – поехала… Плотной стеной по сторонам лесной дороги тянутся высокие, как свечи, березы. Чуть-чуть виднеется из-за них краешек неба. Неторопливо шагают быки. Я сижу на флягах из-под молока. Смотрю во все глаза, вдыхаю лесной запах, чувствую легкое прикосновение ветра к лицу и слушаю песню возницы про «люб - траву». Будто есть такой цветок в Сибири, он зовется «Люб - трава». «Кто цветка коснется – горе забывает. Кто любви не видел – тот ее узнает». Задушевно поет женщина. Песня светлая, точно омытая дождем. Будто и мне судьбу ворожит.
К вечеру из-за поворота вынырнула деревушка. Избы двумя рядами рассыпались над речкой. И вот она, школа… Деревянная, большая, с горящими от предзакатного солнца окнами, смотрит прямо на меня, будто вопрошает: «Что, приехала-таки…?» Сердце вдруг затрепетало, подумалось: «здесь мне работать и жить».
Встретила меня учительница Лущикова Антонина Игнатьевна, увела домой. И сразу по деревне слух разнесся: «Новая училка приехала». А вечером навалилась такая тоска, что я вышла на чисто выскобленное крыльцо чужого дома и горько расплакалась…
Мимо меня с корзинкой грибов и пучком костянки прошла в избу пожилая статная женщина, приветливо поздоровалась. Через минуту, может, две распахивается дверь и появляется она, тетя Лена Филистова (как я узнала позднее) с балалайкой, садится рядом и начинает петь озорные частушки, порой пересыпанные нецензурщиной.
От удивления я широко раскрываю глаза, начинаю улыбаться, слезы враз высыхают.
Она моментально обрывает наигрыш и спокойно говорит: «Ну вот, а ты думала, что здесь одни медведи живут…» И ушла. Обычная людская доброта (в который уже раз) оказалась сильнее голода, мучившего меня весь день, и неизвестности. Стало так хорошо на душе, пропали все страхи, чувство одиночества. «Идите ужинать!» - позвали меня. Я вошла в тепло чужой избы, как в родной дом…
Наутро пришли женщины, щупали косы, расспрашивали, откуда приехала, удивлялись, что на «железке», которую они в глаза не видели. Видимо, я произвела на них приятное впечатление, потому что ушли довольные. На следующий день я принимала школу, так как меня назначили заведующей. Сдавала школу Антонина Игнатьевна. Она была замужем за Костей Филистовым, а он сражался на фронте. Это его мать, тетя Лена, помогла мне полюбить деревню и людей, в ней живущих…
Тоня была чуть старше меня, проработала уже два года и оставила мне хорошее наследство. Школа была новой, светлой, с четырьмя классными комнатами, длинным коридором и сценой. Кухня для технички, спортзал, маленький, но уютный, со всеми необходимыми для занятий снарядами. Построил школу Куренев Яков Дмитриевич, умный и заботливый педагог. Из-за физического недостатка (он был горбат) его не взяли в армию, но зато перевели в райцентр секретарем райисполкома.
По всем предметам много наглядных пособий, хорошая библиотека. В душе своей я навсегда сохранила к нему чувство благодарности. Как мне потом стало известно, это была лучшая школа в районе.
Первый урок
До занятий оставалось еще несколько дней. Мы с Тоней тщательно готовились. Она помогла мне составить план школы на полгода, план воспитательной работы, планы уроков с двумя классами. Я хоть и защитила педпрактику на «отлично», но работала с одним классом. А как с двумя одновременно?
С тревогой я ждала первого сентября. И вот настал он. День выдался теплым, солнечным и таким праздничным. Сердце же не на месте. Вхожу в класс. По одну сторону восемь четвероклассников, по другую – двенадцать второклассников. Почти все в ситцевых разноцветных рубашках и штанишках из крашеной холстины. У девочек косички с лоскутными ленточками, большие гребенки в волосах. Многие в обутках, а то и босые ножонки выглядывают из-под парты. Лица загорелые до черноты. Все это память моя моментально зафиксировала. А в голове сумбур. С чего начать, как приступить к уроку? Они же сидят себе смирненько, выжидательно поглядывая на меня. Все забыла. И что на доске задание приготовила, что план раскрыт. Не помню даже, как провела свой первый урок, что подумали обо мне дети, с какими чувствами ушли домой. Спасибо Тоне, на первых порах она учила меня работать с двумя классами. Мы жили с ней душа в душу. Вместе готовились к урокам, вместе разучивали песни и на урок пения приглашали все четыре класса, вместе совершали экскурсии в лес. Устраивали «грибные набеги», зимой ходили всей школой на лыжах. Все четыре класса жили одной дружной семьей.
Учитель начальной школы – это первооткрыватель, тем более в такой отдаленной деревне. Надо научить детей не только писать и читать, а и думать, трудиться, любить Родину…
Но эти же дети многое уже знают, обо всем имеют свое мнение, потому что у них есть навык пасти коров, ловить рыбу, помогать родителям по хозяйству, ловко сидеть на лошади и подвозить копны к зароду. Они питаются тем, что приносят из лесу, с полян, и дышат природой.
Экскурсия в лес
Нам нужно было собрать осенний гербарий для школы. Предупредили ребят, что завтра идем в лес. Прозанимавшись по два урока, взяв немудрящий обед, с шумом и гамом мы идем по лесной тропинке. Ребята ведут нас на самое красивое место (они здесь все знают). Вот и полянка, окаймленная лимонными березками и красными осинками. Красота! Синички тенькают, посвистывают, перепрыгивая с рябинки на красные кустики шиповника. Нам любо, и сами собой льются из сердца поэтические строки: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Я учу детей видеть неброскую красоту нашего сибирского леса, изумрудную зелень, щебетание птиц, сухую дробь дятла. «Вон паутины протянулись, а к ним прицепились опавшие листья. Смотрите, как они тихонько крутятся на одном месте! Чудо, да и только». А они мне в ответ свое - «А вот это, Анна Ильинична, трава кровохлебка, мы ее пьем от живота. Наши мамы красят ею нам штаны и рубашки». И правда, рубахи и штаны из холстины у многих ребят окрашены в коричневый цвет. Скромная застенчивая Аня Скосырская протягивает мне пучок душицы: «Вы пили чай из лесной мяты?» И столько интересного рассказали они мне о других травах, чего я никогда еще не слышала.
Мои дорогие ученики
Нам привезли в школу дрова долготьем. Мы с Антониной Игнатьевной пилим, Шура (наша техничка) колет, а ребятишки, выстроившись цепочкой, передают полешки друг другу и аккуратно складывают в поленницу. Работаем весело, дружно. Лица у всех раскраснелись. После работы затопили печи и уселись у них прямо на полу. С аппетитом наелись испеченной горячей картошки. Разговоры, шутки. Принесли «Пионерскую правду», читаем о событиях на фронте. Вдруг кто-то из ребят вспомнил: «А где же Вася Жальский?» На самом деле, где же он? И тут тихонько открываются двери, и на пороге Вася. Босой, ноги посинели, слезы градом. Ребят как ветром сдуло. Усаживают его ближе к печке, ноги растирают, Шура Привалов подает кружку горячего чая. «Я тоже хотел в лес идти, да не в чем. Аришкины обутки велики, а мои все развалились. Вот и опоздал», - всхлипывая, говорит мальчик. Ребята выжидательно смотрят на двух учительниц. Вася – сирота, мать умерла, отец погиб на фронте. Живут вдвоем с пятнадцатилетней Аришей. Тогда еще не принято было помогать семьям фронтовиков, но мы пошли с Тоней к председателю, Александру Дмитриевичу Дроздову. Утром дети с великой радостью отнесли Васе аккуратненькие обутки, сшитые дедушкой Титом. Так и проходил он в них всю зиму.
Талантливыми оказались мои первые ученики. Вот Федя Скосырский – мальчик с белокурыми, коротко подстриженными волосами, в холщевой рубашке, домотканых штанах, всегда чистенький, аккуратненький. Решал задачи, будто орехи щелкал, очень хорошо рисовал, так что в конце года мы его тетрадь с рисунками подарили 3 классу. Эрна Бух, самая рослая девочка в классе, с длинной толстой косой, с большими серыми глазами. «Наш соловушка», - ласково говорили ребята. Голос чистый, звонкий. Как запоет «Три танкиста, три веселых друга…», вся школа слушает, не шелохнувшись.
Вася Жальский мог часами рассказывать о выдающихся исторических личностях, о которых прочел в книгах. Для него мы собирали их по всей деревне. Лида Гаврикова выразительно читала, понимала смысл стиха, доносила его всем, кто внимал ей, исполняла главные роли в инсценировках. Анечка Скосырская, самая маленькая, застенчивая девушка, была мастерица вышивать, вязать. Это ей мы поручили с девочками приготовить подарки на фронт бойцам, помогали Маша и Нюра Вагановы. А как учились тогда дети! Не помню ни одного случая, чтобы кто-нибудь пришел с невыученными уроками. Старались изо всех сил, помогали друг другу. Четвероклассники сдавали экзамены по русскому, математике, истории. Все мои ребятишки выдержали экзамены с честью, почти не было «троек».
Впервые инспектор РОНО, присутствовавшая во время экзаменов, похвалила нас с Тоней, похвалила ребят. А мы-то так боялись! Так я выдержала и свой первый экзамен на звание учителя.
К печати подготовила Н. Пимшина
На снимке: Вера Сорокина и Аня Бондаренко (Канаева) |