К 300-летию Омска
Об авторе
Настя Швеина активно сотрудничала с нашей газетой, когда училась в Крутинской средней школе №2. После окончания Омского государственного университета она работает выпускающим редактором журнала «Коммерческая недвижимость в Омске».
В свободное время любит читать, вязать и вышивать. А еще она любит гулять по городу с фотоаппаратом, чтобы ничего не пропустить, ведь иногда такие интересные и милые сценки можно увидеть. По старой памяти мы попросили Настю стать экскурсоводом наших читателей по Омску, городу, которому скоро «стукнет» 300 лет.
Вокзал ожидания
Это только из проходящих поездов кажется, что все вокзалы одинаковые. На самом деле у всех своя история, свой путь, как у поездов, которые они встречают. К примеру, омский железнодорожный вокзал перестраивали четырежды, каждый раз стирая следы прошедшего исторического этапа.
Железнодорожный вокзал - важный городской ориентир. Для всех. Приезжие из других регионов - именно отсюда начинают свое знакомство с Омском. Многие из тех, кто живет недалеко и приезжает на работу на электричке, здесь начинают и заканчивают свой рабочий день. «На любом транспорте до жд вокзала», «Это в сторону жд вокзала» - вот самые верные способы объяснить дорогу.
От Привокзальной площади расходятся десятки городских маршрутов – в городок Нефтяников, на левый берег, в старый Кировск, на Московку.
При внимательном наблюдении создается впечатление, что вокзал разделяет город на несколько совершенно непохожих пространств. К примеру, перебираешься через рельсы (по специальному крытому переходу, разумеется, иначе – запрещено) и оказываешься в Привокзальном поселке, где, как ни странно, почти не слышно поездов. Иногда мне кажется, что там даже погода другая: теплее, ветра меньше, солнечнее, когда по ту сторону путей ветер сбивает с ног.
То же самое можно сказать и о другом районе – Порт-Артуре. Приходилось слышать, как местные жители в разговоре друг с другом сообщали, что едут в город. Должно быть, где-то глубоко в подсознании у них все еще остаются воспоминания о том, что поселки вокруг станции составляли город - спутник под названием Ленинск-Омский, который только в 1930 году присоединился к Омску.
История станции «Омск» началась 19 мая 1891 г., когда во Владивостоке в присутствии императора Николая II состоялась торжественная закладка Транссибирской магистрали. С этого момента одновременно в двух направлениях началось строительство железной дороги. На участок Омск-Челябинск ушло два года (с 1892 по 1894). 25 августа 1894 года на так называемый «омский пост», расположенный на левом берегу Иртыша, прибыл первый поезд из Челябинска. Под звуки казачьего оркестра, украшенный зеленью и флагами. Через некоторое время построили железнодорожный мост через Иртыш и вокзал станции «Омск», обновили их 19 марта 1896 года, приняв поезд из Челябинска. А в октябре этого года поезда смогли двигаться дальше – до Новониколаевска (так назывался Новосибирск). Это был необыкновенно мощный толчок для развития города. Ведь теперь он был открыт на восток и на запад, оказавшись на пересечении не только водного пути, но и железнодорожного.
Станция «Омск» разрасталась очень быстро. К началу века здесь уже были построены приходское 2-классное начальное училище для детей обоего пола, содержащееся на средства дороги, железнодорожное собрание, обширные мастерские, материальный склад, «паровозное здание», льдохранилище для снабжения льдом специальных поездов, перевозящих сливочное масло со станций Сибирской железной дороги к столичным центрам и портам Балтийского моря, телеграф, больница, контора ветеринарного врача. Рядом со станцией находился переселенческий врачебно-питательный пункт с бараками на 1500 человек, где останавливались переселенцы в Омский и Акмолинский уезды, а также в Юго-Восточную часть Тобольской губернии и Семипалатинскую область.
Но основной архитектурный ансамбль составляли три здания железнодорожной станции. Это расположенные в непосредственной близости друг к другу здания вокзала, храм Святой Троицы и Соловецкой церковно-приходской школы для девочек (названа так потому, что построена на средства Соловецкого монастыря).Они удивительно дополняли друг друга, создавая единый запоминающийся архитектурный образ станции «Омск».
Здания вокзалов по линии железнодорожного пути строились по типовым проектам. Существовало несколько таких проектов для станций разных классов. Чем крупнее станция и, соответственно, выше ее класс, тем масштабнее здание вокзала.
Но несмотря на различия в классах, общее архитектурное направление для всех типов построек – древнерусская стилизация. В архитектурном облике зданий IV - III классов встречаем элементы народного деревянного зодчества, а II класса , к которым относилась и станция «Омск»– четко улавливаются мотивы каменных палат русского средневековья.
Кто стоял за разработкой этих проектов, и кто является автором проекта здания вокзала станции «Омск», сказать трудно. Но точно известно, что архитектором Храма святой Троицы и церковно-приходской школы был гражданский инженер Александр Хегстрем. Не исключено, что именно он дорабатывал проект вокзала, стилистически объединяя его с другими постройками Привокзальной площади.
Единый по пластике и стилистике архитектурный ансамбль был создан за довольно непродолжительный срок с 1894 по 1900 гг.
Первое звено в ансамбле – Омский вокзал, был построен по проекту станций II класса. Это солидное кирпичное здание на прочном основании, рассчитанное на долгие годы. Одно было неудобно: вокзал находился довольно далеко от основных городских построек (за три километра), и тем, кто приезжал в Омск на поезде, приходилось прикладывать дополнительные усилия, чтобы добраться до города. Вот как современники вспоминали этот процесс: «…когда мы сошли с поезда в Омске, нам пришлось взять тридцать повозок, чтобы погрузить свой багаж и добраться до гостиницы. По дороге в гостиницу – сплошная грязь, пешком пройти нельзя, нужно ехать либо верхом, либо в повозке». Поэтому была проложена городская ветка – от основной до городской станции, которая располагалась в районе современного здания цирка. Правда, городской вокзал просуществовал недолго, город быстро разрастался и вскоре станция вместе с пристанционными поселками уже входила в его состав.
Начавшись с постройки вокзала, ансамбль возводился поэтапно: вокзал станции «Омск» (1894-1896), церковь при станции (1897-1900), церковно-приходская школа при церкви.
Композиция Привокзальной площади развивается, согласно продуманному сценарию, где здания вокзала и школы, расположенные на втором плане, являются декоративным фоном для выдвинутого на первое место Храма. Композиционная расстановка зданий вписывается в треугольник с размещением фоновых зданий (вокзала и школы) у его основания; вершину треугольника замыкает здание церкви.
В 1912-1914 гг. здание вокзала расширили. Это было связано с пуском железнодорожной магистрали Омск-Тюмень, значительно увеличившим грузопассажирский поток. Но это не изменило ни стилистического, ни композиционного единства. Небольшие помещения, пристроенные к боковым фасадам, не нарушили целостность первоначального замысла.
Первый этап развала архитектурного ансамбля станции «Омск» относится к 1930-м гг.
В числе многих омских храмов была снесена и Свято-Троицкая церковь. А на Привокзальной площади одновременно с уничтожением лучшего на всей железнодорожной линии храма, практически на том же месте, началось строительство здания Управления Омской железной дороги, в подвалах которого размещалась резиденция железнодорожного НКВД. Можно предположить, что при строительстве здания Управления были частично использованы фундаменты и подземная часть храма.
Спустя шестьдесят лет после освящения церкви Святой Троицы, в 1960 г., на месте храма установили памятник В.И. Ленину.
Окончательно разрушил ансамбль проект реконструкции здания вокзала 1950-х годов. Он уже не вмещал тот поток пассажиров, который проходил через станцию «Омск». Расширили вокзал, пристроив к его лицевому фасаду довольно большое помещение. Таким образом, капитальная стена оказалась внутри здания, став перегородкой между внутренними объемами.
В общем, реконструкция была выполнена в традициях сталинского классицизма, с учетом всех украшений, характерных для этого стиля: подчеркнутого выделения портала объемными боковыми ризалитами; колонны коринфского ордера; высокий аттик с косами, гирляндами, венками; тяжелый руст облицовки фасадов и пр. Особое внимание уделялось декоративной отделке внутреннего убранства кассовых залов и залов ожидания. Естественно, проектировщики постарались полностью избавиться от всего, что напоминало бы об архитектурных традициях патриархальной Руси.
К счастью, фасад со стороны перрона не мог быть подвержен серьезным перестройкам, т.к. мешало железнодорожное полотно, но перелицовка до неузнаваемости изменила его первоначальный внешний облик.
Следующая реконструкция вокзала начала 1980-х гг. внесла изменения в оформление фасадов 1950-х гг. Рустованная кладка в духе классицизма исчезла под толстым слоем штукатурки (тогда так называемая отделка «под шубу» была в моде). Утрачены рельефные композиции на боковых флангах главного фасада, символизирующие победу страны в Великой Отечественной войне. В результате здание окончательно потеряло интересные архитектурные элементы и индивидуальность.
Только один элемент изначального архитектурного ансамбля почти не пострадал, и даже используется по назначению. В бывшей «Соловецкой» школе сейчас расположена детская музыкальная школа (ул. Марченко, 1).
А здание вокзала в очередной раз подверглось реконструкции. Был укреплен фундамент здания, его общая площадь была увеличена почти на 1000 квадратных метров за счет надстройки еще одного этажа. Появились эскалаторы, особое внимание уделили обустройству комнат отдыха и декоративному оформлению залов ожидания.
Честно говоря, я не помню, каким был вокзал до реконструкции. Мне представляется, что точно таким же. Должно быть потому, что выросли мы оба, и в детстве я смотрела на него, задрав голову, и сейчас. А может, все было сделано так бережно и аккуратно, что не вызывает отторжения. Даже пригородный вокзал, который построили в 2004 году, идеально вписался в общую застройку. Кстати, его появление было лично для меня просто праздником, потому что вместе со зданием вокзала построили и новый виадук. Раньше это был обычный деревянный мост. А я, признаться, очень боюсь высоты, так что перебегала его практически с закрытыми глазами. И так как жила я в то время в привокзальном поселке, делать мне это приходилось дважды в день. Зато по новому крытому виадуку можно ходить, ничего не опасаясь. Направо пойдешь – в город выйдешь, налево пойдешь – в здание вокзала попадешь. А там, внутри, привычная (по главному вокзалу) роскошь интерьеров, отделка натуральным камнем, высокие потолки и простор. Мне кажется, таким и должен быть большой вокзал изнутри. Он настраивает на нужный лад. Ведь любая поездка – очень волнительное событие. Все время кажется, что прозеваешь прибытие поезда, по ошибке уйдешь на другой путь, потеряешь чемодан, заблудишься в переходах. Вот тут-то и начинается работа вокзала: он успокоит тех, кто нервничает (вот же – в каждом зале есть электронные табло, на которых крупными буквами написано время прибытия и путь, вот камера хранения, где можно оставить чемодан, вот удобные указатели – как и куда пройти), остается только приятное предвкушение и зов дороги. А спокойный, уверенный и основательный вокзал остается ждать.
В настоящее время вокзал станции Омск-Пассажирский представляет собой пассажирский комплекс, в который входят здание вокзала, пригородный вокзал, здание багажного отделения, пассажирские платформы, пассажирские тоннели, железнодорожные пути и два пешеходным моста. |