2010-й - Год учителя
Моя педагогическая
философия
Вчера в районе был дан старт Году учителя. В центре информационно-методического обеспечения образовательных учреждений собрались победители профессиональных конкурсов, обладатели президентских грантов, заслуженные учителя, молодые специалисты, чтобы поговорить о престиже профессии, о роли учителя в воспитании и обучении, поделиться опытом и приоткрыть мир своих увлечений.
Среди участников - Татьяна Александровна Лушова, учитель начальных классов МОУ «Крутинская гимназия». Почти тридцать лет всю душу и сердце этот учитель отдает детям, и они платят ей взаимностью. По итогам прошлого учебного года Татьяна Александровна стала победителем Всероссийского конкурса лучших учителей России.
Умники и умницы
Февраль в школьных календарях - месяц науки. По давно сложившейся традиции в феврале начинаются школьные и муниципальные этапы областной научно-практической конференции. И именно в этом месяце - 8 февраля – день российской науки. Кстати, в этом году научное общество учащихся Крутинского района будет отмечать юбилей – пятнадцать лет со дня рождения.
Свое маленькое открытие
мечтает совершить каждый школьник,
занимаясь исследовательской работой
- Датой рождения научного движения учащихся в нашем районе, - рассказывает методист МБУ «Центр информационно-методического обеспечения образовательных учреждений» Е.Э. Ве-селева, - можно считать 27 марта 1995 года. Именно в этот день состоялась первая районная научно-практическая конференция.
Елена Эдуардовна листает папку с материалами конференции. Тема ее звучала так «Творчество в интересах развития личности учащегося и учителя». Вместе со своими учениками научно-исследовательские работы тогда представили З.А. Прыжикова, Н.А. Чернышов, В.И. Мухина, А.А. Озолин, И.И. Гиренко.
- Первая конференция, пожалуй, скорее походила на посиделки, - продолжает Елена Эдуардовна, - обстановка неофициальная, докладов немного, секции небольшие. Ученики присутствовали в основном в качестве слушателей. Но интерес был огромный. Все-таки это было для нас делом новым. Кстати, на наши «посиделки» тогда приехала целая бригада ученых мужей – преподаватели Омского педуниверситета. Это только подчеркивало значимость момента.
- Некоторые мои ребята с тех пор прямо «заболели» наукой, - присоединяется к нашему разговору Валентина Ивановна Мухина, учитель немецкого языка Яманской школы, - никакой методической литературы тогда не было, Интернета – тем более. Мы буквально по крупицам собирали материал для разработки темы, перелопачивали горы художественной и научно-популярной литературы, просиживали в библиотеках, работали в архивах.
- Это был бесценный опыт, - убежден Николай Андреевич Чернышов, - сбор материала для научной работы – это, прежде всего, поиск. Поиск не только данных, но и самого себя. Особенно это касается краеведения. Мы же подняли такой пласт, столько сведений «нарыли», а с какими уникальными людьми познакомились при подготовке уже самой первой работы «Переселенцы Пановской волости». А сколько их еще было потом! И все добытые знания нужно было пропустить через свою душу и сердце. Таким образом мы учились бережно относиться к своему прошлому, к своим корням, к памяти предков…
- Я уже много лет наблюдаю за этим процессом, - рассуждает Елена Эдуардовна, - знаете, в чем его уникальность? Он позволяет ребенку раскрыться. Иной раз ученика и одаренным-то назвать нельзя. А заинтересуется какой-нибудь темой, да поработает над ней несколько лет, и не узнать его. Уверенность почувствовал, в себя поверил.
И таких, поверивших в себя, у нас уже около 1000. Именно столько научно-практических работ выполнили ученики вместе со своими научными руководителями-учителями за пятнадцать лет существования НОУ. Среди самых увлеченных педагогов – Н.С. Стрелкова, Т.П. Сухарева, С.М. Алишина, Н.А. Воронова, С.Г. Ляшко, Л.Ф. Лаптева, Т.Н. Коновалова и многие другие. Каждый год – порядка ста работ.
Все это, конечно, хорошо. Но мне не дает покоя мысль какой, извините, резон? Научно-практическая деятельность, даже самая успешная, не дает ученику права поступления в вуз без экзаменов, как это, к примеру, бывает с победителями олимпиад. Неужели весь смысл в процессе?
- А разве этого мало? - предваряет мой вопрос ведущий специалист комитета по образованию Тамара Васильевна Веселева. - Человек приобретает навыки самостоятельной научной деятельности, которые ему уж точно пригодятся в вузе или другом учебном заведении. Я приведу только один пример. Настя Тимохина, выпускница Пановской школы, работала над темой «Демографический прогноз Пановского сельского поселения», а на пятом курсе института использовала эту свою работу в качестве курсовой.
- Экспертная комиссия, которая оценивает работы учащихся, - развивает мысль Елена Эдуардовна, - обязательно дает рекомендации, допустим, использовать во внеклассной или учебной деятельности, предложить в качестве публикации для районной газеты.
И то ведь верно. Сколько раз я сама при подготовке газетных материалов обращалась к ребячьим работам, которые хранятся в школьных и районном музеях, у учителей, в домашних архивах, и всякий раз находила сведения, на поиски которых у меня, быть может, не хватило бы времени.
Есть такие факты, когда благодаря работам учащихся улучшалось санитарное состояние школьных столовых, более рационально распределялись учебные нагрузки, менялся внешний вид пришкольного участка… Потому что они исследуют все – от степени загрязнения воздуха в спортзале до тайны египетских пирамид. Назову только несколько тем, за которые, так сказать, зацепился глаз: «Проблемы мусорной свалки», «Материнский капитал – панацея от всех бед?», «Кто такая Царевна-лягушка», «Можно ли доверять рекламе?», «Влияние мобильного телефона на здоровье человека», «Молодежный сленг в среде старшеклассников» и так далее и так далее.
- Очень надеюсь, что моя работа помогла изменить дизайн нашего пришкольного участка, - рассказывает Юлия Пермякова, выпускница Зиминской школы. - Собственно с этой целью мы с моим замечательным руководителем, учителем-биологом Татьяной Николаевной Пермяковой и взялись за тему «Пришкольный участок как оазис экологической культуры». Изучали растения, способы их посадки, соответствие экологическим и, главное, эстетическим требованиям и пришли к давно известному выводу, что красота спасет мир. А еще в процессе работы я определилась с выбором будущей профессии. Собираюсь стать биоэкологом.
Вот вам и еще одна практическая сторона исследовательской деятельности. И важнее этого, пожалуй, ничего нет.
- Я могу назвать десятки фамилий учеников, чей путь к успеху начался именно с участия в НОУ «Поиск», - говорит Наталья Владимировна Свиридова, заместитель директора по научно-методической работе с детьми МОУ «Крутинская гимназия» - Мария Головчанская, Вера Лапина, Алена Михайлова, Александр Мезин и многие, многие другие, - вот и в этом году гимназисты подготовили 20 новых работ. И у кого-то обязательно будет открытие. Хоть самое маленькое. Это значит, что и ученики, и учителя работали не зря. Причем не только в течение учебного года. Эта работа продолжается и в летних профильных лагерях, в выездных летних и зимних академиях наук, где преподают ученые омских вузов, аспиранты и студенты-старшекурсники.
Есть еще один немаловажный аспект. По итогам учебного года самые талантливые маленькие «ученые» получают стипендии главы администрации района. На линейке, в торжественной обстановке. Из рук представителей власти. Ребята понимают, что деньги, пусть пока небольшие, можно заработать собственным умом. Стимул? Еще какой!
Любовь Втюрина
|