Сельская трибуна



Будь в курсе!

Омский Росреестр подвёл итоги полугодия; О строительстве на садовых участках; Об ограничениях при проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации

Омский Росреестр подвёл итоги полугодия

 

29 июля состоялось заседание коллегии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, которое вел руководитель Управления Сергей Чаплин.  В заседании приняли участие члены коллегии, в том числе директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области.

На коллегии рассматривались результаты работы Управления в первом полугодии 2020 года по всем направлениям деятельности. Особое внимание члены коллегии уделили вопросам повышения качества предоставления государственных услуг Росреестра, а также результатам работы по достижению отдельных показателей целевых моделей по государственной регистрации и кадастровому учету, в частности, по внесению сведений в ЕГРН о границах административно-территориальных образований. Также на заседании коллегии обсуждались вопросы реализации мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями».

До сведения участников коллегии доведено, что по состоянию на 01.07.2020 в ЕГРН содержатся сведения о 2 080 834 объектах недвижимости, находящихся на территории Омской области. Количество учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, составило 1 472 988. Всего за 1 полугодие Управлением предоставлено более 158,6 тыс. услуг в учетно-регистрационной сфере, что на 28 процентов меньше в сравнении с 1 полугодием  2019 года (221,5 тыс.).

Общее количество заявлений о проведении учетно-регистрационных действий, поступивших в электронной форме, по сравнению с 1 полугодием 2019 года, изменилось незначительно.  При этом отмечается увеличение количества заявлений о государственной регистрации права и государственном кадастровом учете и сокращение на 40 процентов количества заявлений на проведение единой процедуры, поданных в электронной форме.

В 1 полугодии на кадастровый учет поставлено 13 многоквартирных домов, 5 из которых построено с привлечением застройщиками денежных средств граждан  – участников долевого строительства.

В отчетном периоде на 38 процентов меньше, в сравнении с 1 полугодием 2019 года, зарегистрировано договоров участия в долевом строительстве (1 полугодие 2020 г. – 545, 1 полугодие 2019 г. – 881).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации
от 02.04.2020 № Пр-612 по проведению анализа эффективности использования земельных участков для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, в мае 2020 года при Управлении создан постоянно действующий оперативный штаб. В состав оперативного штаба вошли представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также Администрации города Омска. По итогам работы в качестве населенного пункта, имеющего потенциал развития жилищного строительства, определен город Омск, а также прилегающая к нему территория в пределах 30-ти километровой зоны от границ; сформирован перечень из 210 земельных участков, подлежащих вовлечению в оборот для целей жилищного строительства. Работу оперативного штаба по поиску и вовлечению в жилищное строительство земельных участков планируется продолжить.

В 2020 году продолжилась работа по повышению качества данных об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН, в том числе посредством их актуализации на основании данных, полученных с помощью межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями технической инвентаризации.

В рамках работ по повышению качества данных ЕГРН были исправлены сведения о назначении 13 051 здания и о площади 2064 помещений, имевших статус «актуальные незасвидетельствованные», внесены отсутствующие сведения о назначении 1694 помещений и годе завершения строительства либо вводе в эксплуатацию в отношении 22 480 объектов капитального строительства.

Также продолжена работа по установлению связей между земельными участками и расположенными на них объектами капитального строительства. По состоянию на 01.07.2020 внесена привязка к земельным участкам 338 177 объектов капитального строительства.  В результате привязка объектов капитального строительства к земельным участкам составила 77,61 процента (на 01.01.2020  - 77 процентов).

В первом полугодии  проводились подготовительные работы по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков в составе категории земель сельскохозяйственного назначения, категории земель населенных пунктов.

Управлением сформированы и переданы в Министерство имущественных отношений Омской области текстовая и графическая  части перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке  на территории Омской области в 2020 году. 

В 1 полугодии проведено 11 заседаний Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия). Комиссией принято решений в пользу заявителей по 80 процентам заявлений (1 полугодие 2019 – по 68 процентам), снижение суммарной кадастровой стоимости составило 47 процентов (1 полугодие 2019 – 38 процентов).

При осуществлении функций по государственному земельному надзору в 1 полугодии проведено 885 контрольных мероприятий, из них: 525 проверок в отношении 289 субъектов (физических и юридических лиц) и 360 административных обследований в отношении 378 объектов земельных отношений.

По итогам полугодия средний процент достижения показателей Целевых моделей в учетно-регистрационной сфере, установленных на 01.01.2021, составил:

71 процент – по целевой модели по регистрации прав;

66 процентов –  по целевой модели по кадастровому учету.

Достигнуто 7 из 12 показателей, установленных целевой моделью по регистрации прав и 7 из 23 показателей, установленных целевой моделью по кадастровому учету. В качестве положительных результатов реализации целевых моделей в 2020 году следует отметить увеличение количества сведений, по которым осуществляется электронное межведомственное взаимодействие, с 13 до 23 (целевой показатель – 20).

         В первом полугодии в Управление поступило 1583 обращения, из них 1364 – от граждан и 219 – от юридических лиц. Анализ поступивших обращений показал, что наибольшую часть обращений составляют вопросы по разъяснению законодательства в сфере деятельности Управления.

  В целях повышения качества и эффективности рассмотрения обращений Управлением поставлены задачи о выработке мер по исключению повторных обращений заявителей по одним и тем же вопросам; по организации  исчерпывающих консультаций по вопросам, с которыми обращаются граждане и юридические лица.

Коллегия заслушала выступления об итогах работы по направлениям деятельности, признала работу Управления в первом полугодии 2020 года удовлетворительной, определила основные задачи на второе полугодие и вынесла соответствующие решения.

Омский Росреестр о строительстве на садовых  участках

В России изменён порядок строительства и реконструкции жилых и садовых домов. С 4 августа 2018 года введён единый уведомительный порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в отношении жилых и садовых домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства,  личного подсобного хозяйства (расположенных в границах населённого пункта). 

Кроме того,   с    вступлением    в   силу   Федерального   закона   от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о садоводстве) на садовых земельных участках допускается осуществление строительства как садовых домов, так и жилых домов, а также хозяйственных построек (сараев, бань, теплиц).

 Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен     вступившим   в   силу   Федеральным   Законом   от   03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные         законодательные           акты           Российской            Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).

Законом № 340-ФЗ для правообладателей садовых земельных участков установлена обязанность: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также – об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома.

При этом разрешение на строительство, а также ввод в эксплуатацию таких объектов капитального строительства не требуется.

Вместе с тем, до 1 марта 2021 года допускается оформление прав на жилой или садовый дом, созданный на садовом земельном участке, без соблюдения уведомительного порядка и требований, установленных правилами землепользования и застройки.

Законом о садоводстве установлено, что садовый дом – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, то есть это должно быть отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров и не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Необходимо отметить, что хозяйственные постройки должны соответствовать предельным параметрам разрешенного строительства, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны, в границах которой расположен указанный садовый земельный участок, в том числе – требованиям к минимальным отступам от границ земельных участков.

Регистрация прав и постановка на государственный кадастровый учёт объектов, расположенных на садовых земельных участках,осуществляется на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Для оформления прав на объекты, созданные на садовом земельном участке, собственнику земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана. После чего необходимо предоставить в орган регистрации прав  заявление о кадастровом учёте и регистрации прав: лично – через офис приёма документов (МФЦ) или – в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта Росреестра, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина, установленная ст. 333.33 Налогового кодекса РФ – в размере 350 рублей.

Ксения Залыгаева,

главный специалист-эксперт  отдела государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра по Омской области,  государственный регистратор.

 

Омский Росреестр об оформлении сноса объектов недвижимости

Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно также могут обветшать и разрушиться.

Сегодня владельцы земельных участков не смогут снести объекты на своей земле без согласования с местной администрацией. Процедура сноса объектов капитального строительства с августа 2018 года подверглась изменениям: если раньше для этого достаточно было подготовить акт о сносе, то сейчас перед подготовкой акта необходимо уведомить орган местного самоуправления.

Снос объекта капитального строительства – это ликвидация объекта капитального строительства путем разрушения, разборки или демонтажа объекта. Так, если снос здания осуществляется на основании решения собственника объекта, то в этом случае необходим проект по организации сноса данного объекта (ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ). Право разработать данный проект имеет только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр указанных специалистов.

Проект по организации сноса не требуется в случае сноса гаража на земельном участке, не предназначенном для предпринимательской деятельности, а также в случае сноса жилых и садовых домиков, расположенных на земельных участках, предназначенных для садоводства, а также в случае сноса хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования.

При сносе объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции либо если работы по сносу начаты до 04.08.2018 и проводятся не в связи с реконструкцией или строительством нового объекта – проект организации работ по сносу также не требуется.

Перед началом работ объект, который подлежит сносу, необходимо отключить от сетей инженерно-технического обеспечения, подтвердив это актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей. Также необходимо принять меры по организации мероприятий по утилизации строительного мусора.

Не позднее, чем за семь рабочих дней до начала сноса, собственнику необходимо предоставить в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта капитального строительства уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства. Сделать это можно посредством личного обращения, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) либо почтовым отправлением или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг. К уведомлению необходимо приложить материалы обследования объекта и проект (если он требуется).

Орган местного самоуправления после проверки всех приложенных к уведомлению документов в течение семи рабочих дней обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.

После завершения работ по сносу объекта капитального строительства собственнику в течение семи рабочих дней необходимо отправить в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.

Далее, для снятия ликвидированного объекта с кадастрового учета с одновременной регистрацией прекращения права на него необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости. Данный документ составляется в электронной форме и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) кадастрового инженера.

После того, как будет подготовлен акт обследования, необходимо подать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав на него в орган регистрации прав любым удобным способом, установленным действующим законодательством. С таким заявлением вправе обратиться только собственник снесенного объекта либо его представитель с документом, подтверждающим соответствующие полномочия. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.

При отрицательном решении – гражданину направляется письменное решение с указанием причин отказа. Практика показывает, что для вынесения решения об отказе есть несколько оснований: неправильно оформленные документы либо они представлены не в полном объеме или имеют противоречия. Также может быть отказано, если срок, на который было произведено приостановление снятия объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета, истек, а выявленные недостатки не устранены.

Процедура снятия с кадастрового учета является завершенной только после того, как заявителю будет выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая информацию о снятии объекта с государственного кадастрового учета.

Анастасия Мешкова,

главный специалист отдела государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.

 

Омский Росреестр об ограничениях при проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства

Российской Федерации

 

Собственно, речь о запретах, которые не могут быть нарушеныдолжностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверок.

Статья 15 «Ограничения при проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации»Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон), устанавливающая согласно ее названию ограничения при проведении проверки, определяет действия (бездействие), которые не вправе совершать (допускать) вышеназванные должностные лица.

При проведении проверки данныедолжностные лица не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" п. 2 ч. 2 ст. 10Закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7)осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 

Нарушение требований, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона относится к грубым нарушениям требований данного Закона, то есть в соответствии с ч. 1 указанной статьи является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

Основой для рассматриваемого ограничения п. 1. 2 ст. 15 Закона являются положения ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 

Положение п. 2 комментируемой статьи распространяет данное ограничение на проведение внеплановых проверок, при этом, учитывая новеллу Закона о делении проверок на документарные и выездные, справедливо уточняет, что ограничение касается осуществления только выездных проверок (только такая проверка согласно ч. 2 ст. 12 данного Закона проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности).

Право руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, предусмотрено в п. 1 ст. 21Закона. С этим правом корреспондирует установленная в п. 5 ст. 18Закона обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Наряду с этим в ч. 1 ст. 25Закона закреплены обязанности при проведении проверок: юридических лиц – обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальных предпринимателей – присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 

При рассмотрении п. 3 ст. 15 Закона – требование документов, не относящихся к предмету проверки, согласно п. 5 ч. 2 ст. 20этого же Закона относится к грубым нарушениям требований данного Закона, то есть в соответствии с ч. 1 указанной статьи является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

 

В развитие определенного в п. 5 комментируемой статьи ограничения в ч. 7 ст. 16Закона установлено, что результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ.

Превышение установленных сроков проведения проверок, согласно п. 5 ч. 2
ст. 20
 Закона, относится к грубым нарушениям требований данного Закона, то есть в соответствии с ч. 1 указанной статьи является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

 

Запрет,указанный в п. 7 ст. 15 Закона,представляет собой один из элементов содержания таких определенных в п. 8 и 9 ст. 3 Закона основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, как недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю и финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю.

 

Пункт 8 ст. 15 Закона говорит о том, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 

В п. 9 комментируемой статьи наряду с установлением рассматриваемого ограничения предусмотрено, что орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Данные органы при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органа государственного земельного контроля (надзора) несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.

Ирина Бударина,

ведущий специалист-эксперт  Омского отдела  Управления Росреестра по Омской области.

 



Комментарии


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей


38 (9907)
25.09.2020 пятница
cвежий номер

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ