газета,Сельская Трибуна,

Сегодня в номере

Кандидаты от "Единой России"

Выборы-2010

В среду, 11 августа, состоялась внеочередная партийная конференция местного отделения партии «Единая Россия», на которую прибыли более ста делегатов.

подробнее...

 

Вне зоны поражения

Вакцинированная буренка заразы не боится

 подробнее...

 

Темнота - друг молодежи?

Повод для размышления

Как отдыхает юное поколение крутинцев

подробнее...

 

 Неделя-инфо

7 дней с "СТ"

подробнее...

 

Как воспитать патриотов

Разговор об этом шел недавно на заседании коллегии районной администрации

подробнее...

 

Начало

Из дневника Анны Ильиничны Канаевой, которая жила и работала в нашем районе учительницей в трудные военные и послевоенные годы

подробнее...

 

 

Озеро нашей жизни

Обсудим вместе

Рецепт его спасения

до примитивности прост

подробнее... 

 

 

 
13 августа 2010 года   Пятница  № 33  (9393) 
 
Газета Крутинского района Омской области
Издается с 5 ноября 1971 года

 

 Поиск по сайту
  
 

Читая дневники

Начало

За годы работы в редакции передо мной прошли разного рода читательские творения. Порой бывает жаль времени на писанину обо всем и ни о чем. Рукописная книжка в незатейливом переплете долго лежала на моем рабочем столе. И только глубочайшее уважение к своему дорогому учителю Николаю Андреевичу Чернышову, передавшему дневник своей бывшей коллеги и давнего друга со словами: «Посмотри, может, тебе будет интересно», заставило меня взяться за чтение.

И как же я была благодарна и автору, и Николаю Андреевичу. Мне захотелось, чтобы и вы, уважаемые читатели, окунулись в атмосферу того далекого времени. Тем более, что автора – Анну Ильиничну Канаеву, которая жила и работала в нашем районе учительницей в трудные военные и послевоенные годы, наверняка помнят ее бывшие ученики. Воспоминания Анны Ильиничны мы публикуем с некоторыми сокращениями, поскольку формат газеты не позволяет нам «разбегаться».

А если вам будет интерестно, то мы продолжим их в следующих номерах «СТ».

Дорога к школе

В деревне всегда заметно появление нового человека. А если это учитель – его приезд настоящее событие. Смотрят во все глаза и взрослые, и дети: «Что ты за человек, надолго ли приехал?» Вот так встретили меня, выпускницу Ишимского педучилища 1941 года, в глухой деревеньке Моторово Крутинского района.

Добиралась я к ней за 100 километров от райцентра. Уже шла война, на дорогах был карантин. Неделю промыкалась в Крутинке. Ночевала у какого-то работника райисполкома Азарова. Он-то и отправил меня на машине до Паново. Там встретилась на маслозаводе добрая женщина, накормила горячей картошкой, дала кружку молока, уложила измученную душу спать. А утром нашла Скосырскую Лену и с ней я наконец-то поехала к месту назначения.

Легко сказать – поехала… Плотной стеной по сторонам лесной дороги тянутся высокие, как свечи, березы. Чуть-чуть виднеется из-за них краешек неба. Неторопливо шагают быки. Я сижу на флягах из-под молока. Смотрю во все глаза, вдыхаю лесной запах, чувствую легкое прикосновение ветра к лицу и слушаю песню возницы про «люб - траву». Будто есть такой цветок в Сибири, он зовется «Люб - трава». «Кто цветка коснется – горе забывает. Кто любви не видел – тот ее узнает». Задушевно поет женщина. Песня светлая, точно омытая дождем. Будто и мне судьбу ворожит.

К вечеру из-за поворота вынырнула деревушка. Избы двумя рядами рассыпались над речкой. И вот она, школа… Деревянная, большая, с горящими от предзакатного солнца окнами, смотрит прямо на меня, будто вопрошает: «Что, приехала-таки…?» Сердце вдруг затрепетало, подумалось: «здесь мне работать и жить».

Встретила меня учительница Лущикова Антонина Игнатьевна, увела домой. И сразу по деревне слух разнесся: «Новая училка приехала». А вечером навалилась такая тоска, что я вышла на чисто выскобленное крыльцо чужого дома и горько расплакалась…

Мимо меня с корзинкой грибов и пучком костянки прошла в избу пожилая статная женщина, приветливо поздоровалась. Через минуту, может, две распахивается дверь и появляется она, тетя Лена Филистова (как я узнала позднее) с балалайкой, садится рядом и начинает петь озорные частушки, порой пересыпанные нецензурщиной.

От удивления я широко раскрываю глаза, начинаю улыбаться, слезы враз высыхают.

Она моментально обрывает наигрыш и спокойно говорит: «Ну вот, а ты думала, что здесь одни медведи живут…» И ушла. Обычная людская доброта (в который уже раз) оказалась сильнее голода, мучившего меня весь день, и неизвестности. Стало так хорошо на душе, пропали все страхи, чувство одиночества. «Идите ужинать!» - позвали меня. Я вошла в тепло чужой избы, как в родной дом…

Наутро пришли женщины, щупали косы, расспрашивали, откуда приехала, удивлялись, что на «железке», которую они в глаза не видели. Видимо, я произвела на них приятное впечатление, потому что ушли довольные. На следующий день я принимала школу, так как меня назначили заведующей. Сдавала школу Антонина Игнатьевна. Она была замужем за Костей Филистовым, а он сражался на фронте. Это его мать, тетя Лена, помогла мне полюбить деревню и людей, в ней живущих…

Тоня была чуть старше меня, проработала уже два года и оставила мне хорошее наследство. Школа была новой, светлой, с четырьмя классными комнатами, длинным коридором и сценой. Кухня для технички, спортзал, маленький, но уютный, со всеми необходимыми для занятий снарядами. Построил школу Куренев Яков Дмитриевич, умный и заботливый педагог. Из-за физического недостатка (он был горбат) его не взяли в армию, но зато перевели в райцентр секретарем райисполкома.

По всем предметам много наглядных пособий, хорошая библиотека. В душе своей я навсегда сохранила к нему чувство благодарности. Как мне потом стало известно, это была лучшая школа в районе.

Первый урок

До занятий оставалось еще несколько дней. Мы с Тоней тщательно готовились. Она помогла мне составить план школы на полгода, план воспитательной работы, планы уроков с двумя классами. Я хоть и защитила педпрактику на «отлично», но работала с одним классом. А как с двумя одновременно?

С тревогой я ждала первого сентября. И вот настал он. День выдался теплым, солнечным и таким праздничным. Сердце же не на месте. Вхожу в класс. По одну сторону восемь четвероклассников, по другую – двенадцать второклассников. Почти все в ситцевых разноцветных рубашках и штанишках из крашеной холстины. У девочек косички с лоскутными ленточками, большие гребенки в волосах. Многие в обутках, а то и босые ножонки выглядывают из-под парты. Лица загорелые до черноты. Все это память моя моментально зафиксировала. А в голове сумбур. С чего начать, как приступить к уроку? Они же сидят себе смирненько, выжидательно поглядывая на меня. Все забыла. И что на доске задание приготовила, что план раскрыт. Не помню даже, как провела свой первый урок, что подумали обо мне дети, с какими чувствами ушли домой. Спасибо Тоне, на первых порах она учила меня работать с двумя классами. Мы жили с ней душа в душу. Вместе готовились к урокам, вместе разучивали песни и на урок пения приглашали все четыре класса, вместе совершали экскурсии в лес. Устраивали «грибные набеги», зимой ходили всей школой на лыжах. Все четыре класса жили одной дружной семьей.

Учитель начальной школы – это первооткрыватель, тем более в такой отдаленной деревне. Надо научить детей не только писать и читать, а и думать, трудиться, любить Родину…

Но эти же дети многое уже знают, обо всем имеют свое мнение, потому что у них есть навык пасти коров, ловить рыбу, помогать родителям по хозяйству, ловко сидеть на лошади и подвозить копны к зароду. Они питаются тем, что приносят из лесу, с полян, и дышат природой.

Экскурсия в лес

Нам нужно было собрать осенний гербарий для школы. Предупредили ребят, что завтра идем в лес. Прозанимавшись по два урока, взяв немудрящий обед, с шумом и гамом мы идем по лесной тропинке. Ребята ведут нас на самое красивое место (они здесь все знают). Вот и полянка, окаймленная лимонными березками и красными осинками. Красота! Синички тенькают, посвистывают, перепрыгивая с рябинки на красные кустики шиповника. Нам любо, и сами собой льются из сердца поэтические строки: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».

Я учу детей видеть неброскую красоту нашего сибирского леса, изумрудную зелень, щебетание птиц, сухую дробь дятла. «Вон паутины протянулись, а к ним прицепились опавшие листья. Смотрите, как они тихонько крутятся на одном месте! Чудо, да и только». А они мне в ответ свое - «А вот это, Анна Ильинична, трава кровохлебка, мы ее пьем от живота. Наши мамы красят ею нам штаны и рубашки». И правда, рубахи и штаны из холстины у многих ребят окрашены в коричневый цвет. Скромная застенчивая Аня Скосырская протягивает мне пучок душицы: «Вы пили чай из лесной мяты?» И столько интересного рассказали они мне о других травах, чего я никогда еще не слышала.

Мои дорогие ученики

Нам привезли в школу дрова долготьем. Мы с Антониной Игнатьевной пилим, Шура (наша техничка) колет, а ребятишки, выстроившись цепочкой, передают полешки друг другу и аккуратно складывают в поленницу. Работаем весело, дружно. Лица у всех раскраснелись. После работы затопили печи и уселись у них прямо на полу. С аппетитом наелись испеченной горячей картошки. Разговоры, шутки. Принесли «Пионерскую правду», читаем о событиях на фронте. Вдруг кто-то из ребят вспомнил: «А где же Вася Жальский?» На самом деле, где же он? И тут тихонько открываются двери, и на пороге Вася. Босой, ноги посинели, слезы градом. Ребят как ветром сдуло. Усаживают его ближе к печке, ноги растирают, Шура Привалов подает кружку горячего чая. «Я тоже хотел в лес идти, да не в чем. Аришкины обутки велики, а мои все развалились. Вот и опоздал», - всхлипывая, говорит мальчик. Ребята выжидательно смотрят на двух учительниц. Вася – сирота, мать умерла, отец погиб на фронте. Живут вдвоем с пятнадцатилетней Аришей. Тогда еще не принято было помогать семьям фронтовиков, но мы пошли с Тоней к председателю, Александру Дмитриевичу Дроздову. Утром дети с великой радостью отнесли Васе аккуратненькие обутки, сшитые дедушкой Титом. Так и проходил он в них всю зиму.

Талантливыми оказались мои первые ученики. Вот Федя Скосырский – мальчик с белокурыми, коротко подстриженными волосами, в холщевой рубашке, домотканых штанах, всегда чистенький, аккуратненький. Решал задачи, будто орехи щелкал, очень хорошо рисовал, так что в конце года мы его тетрадь с рисунками подарили 3 классу. Эрна Бух, самая рослая девочка в классе, с длинной толстой косой, с большими серыми глазами. «Наш соловушка», - ласково говорили ребята. Голос чистый, звонкий. Как запоет «Три танкиста, три веселых друга…», вся школа слушает, не шелохнувшись.

Вася Жальский мог часами рассказывать о выдающихся исторических личностях, о которых прочел в книгах. Для него мы собирали их по всей деревне. Лида Гаврикова выразительно читала, понимала смысл стиха, доносила его всем, кто внимал ей, исполняла главные роли в инсценировках. Анечка Скосырская, самая маленькая, застенчивая девушка, была мастерица вышивать, вязать. Это ей мы поручили с девочками приготовить подарки на фронт бойцам, помогали Маша и Нюра Вагановы. А как учились тогда дети! Не помню ни одного случая, чтобы кто-нибудь пришел с невыученными уроками. Старались изо всех сил, помогали друг другу. Четвероклассники сдавали экзамены по русскому, математике, истории. Все мои ребятишки выдержали экзамены с честью, почти не было «троек».

Впервые инспектор РОНО, присутствовавшая во время экзаменов, похвалила нас с Тоней, похвалила ребят. А мы-то так боялись! Так я выдержала и свой первый экзамен на звание учителя.  

 К печати подготовила Н. Пимшина

На снимке: Вера Сорокина и Аня Бондаренко (Канаева)

 

links.asp

  Посещений - 5768026


Погода


Яндекс.Погода

 

 

 

 Горячая линия «Бессмертный полк России» в Омской области работает круглосуточно

Позвонив по телефону 8 800 350 41 45 можно получить дополнительную консультацию по участию в шествии «Бессмертного полка», узнать о типографиях и ателье, где изготавливают транспаранты

В библиотеке А.С. Пушкина продолжает работу Общественная приёмная общественного движения «Бессмертный полк России» в Омской области. Ежедневно шесть общественных организаций: «Поиск» (понедельник), «Молодая гвардия» (вторник), «Ассоциация студенческих профсоюзов» (среда), «Волонтёры Победы» (четверг), Волонтёрский Центр Омского Молодёжного пространства «Дача Онегина» (пятница), «Омский областной Студенческий отряд» (суббота) с 15 – 00 до 19 -00 часов помогают гражданам Омска прояснять судьбы участников войны с помощью Интернет – ресурсов по архивам Министерства обороны. В Общественной приёмной можно получить дополнительную консультацию по участию в шествии Бессмертного полка; можно получить информацию о типографиях и ателье, где изготавливают транспаранты ( с фото и без) для участия в шествии Бессмертного полка.

В Общественной приёмной Бессмертного полка Омска с 15 – 00 до 19 -00 часов работает телефон 91 -01 - 07. Горячая линия «Бессмертный полк России» в Омской области работает круглосуточно. Т: 8 800 350 41 45. Звонок бесплатный.

  

Оцените качество

услуг

учреждений

здравоохранения

Омской области

 

Оцените качество

оказания услуг

организациями

социального

обслуживания

Омской области

 

ПФ информирует 

 

Рубрики

Росреестр

Власть. Время. Мы.

Экономика

Аграрный сектор

Строительство и ЖКХ

Местное самоуправление

Территория закона

Образование

Медицина

Спорт

Молодежь

Cемья

Забота

Потребитель

Культура

Бизнес-класс  

Творчество читателей

Истории строки 

Село мое 

Вопрос, конечно,

интересный…   

 

  Спецпроекты "СТ"

"Год истории"

"Территория здоровья"

"Растем вместе с "СТ"

"Преодоление"

  

    

 

 

 

    

 

газета,Сельская Трибуна,